facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Как правильно распределить время?

1

Однажды Абу Зарр Гифари (радыяллаху анху) спросил у Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «О, Пророк Аллаха! Что было в свитках Ибрахима (алейхиссалям)?»  Часть ответа Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) была посвящена значению времени для верующего: «… Для сохранения себя в здравом уме, умный человек должен делить своё время на три части: одна часть необходима для служения Всевышнему, другая — для удовлетворения своих естественных потребностей и размышлений о сделанном,

третья — для обеспечения своих потребностей дозволенным путем. Эта третья часть помогает двум первым — таким образом, сердца освобождаются и получают возможность быть самими собою…».

Данный хадис раскрывает сразу несколько важных положений Ислама относительно понятия времени:

1.            Один из первых уроков, полученных уверовавшим в наставление на божественный путь, был посвящён понятию значения времени.

2.            Важным критерием умного человека является забота о правильном распределении своего времени.

3.            Планируя ту или иную деятельность, мусульманину следует наметить цель своего занятия и определять соответствующие ей задачи.

4.            Деятельность верующего человека, в первую очередь, должна быть направлена на достижение одной из следующих целей:

а) богослужение;

б) заработок дозволенным путем;

в) удовлетворение естественных потребностей.

При этом подчеркнём, что последняя из целей — «удовлетворение естественных потребностей» — не менее важна, чем две предыдущие — «богослужение» и «заработок дозволенным путём» — соответственно, ей также следует уделять время в расписании дня.

Понятно, что рассматриваемый выше хадис освещает наиболее общие и, можно сказать, самые важные аспекты жизнедеятельности верующих, поскольку все описанные виды занятий одинаково свойственны любому здравомыслящему человеку независимо от его возраста, половой принадлежности, состояния физического здоровья и семейного положения.

Однако среди наставлений Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) на божественный путь есть и другие важные виды деятельности людей, которыми не стоит пренебрегать.

Например:

— обучение наукам,

— посещение родственников и друзей,

— семейные беседы,

— воспитание детей,

— совершение добрых поступков и воздержание от дурных,

— отдых.

Составленный список можно продолжить, но вряд ли новые задачи будут одинаково необходимы для жизни всех верующих.

В вышеупомянутом хадисе посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) советует нам разделять время на три части, чтобы успеть выполнить все ежедневные обязанности, предписанные мусульманину Всевышним, а также другие не менее важные для человека дела.

Детальное расписание дня каждый, естественно, составляет для себя сам. При этом в первую очередь, следует уделить внимание планированию тех дел, которые являются обязательными согласно законам Шариата, то есть таких, которые определены мусульманину Кораном и Сунной.

Распределяя по часам весь день, наша деятельность будет носить продуктивный характер, если мы учтём следующую особенность человеческого организма. Планировать дела и события на день следует так, чтобы каждое последующее занятие устраняло усталость от предыдущего. Другими словами, если однотипные действия будут следовать одно за другим, то они могут утомить или надоесть нам. На время вынужденного отдыха можно было бы запланировать другое занятие и вполне успеть его сделать. Об этом, к тому же, говорит один из аятов Корана: «Когда же ты освободишься [от джихада], то обратись к [молитве]» (Сура «Инширах», 94/7). Здесь «освободиться» — значит закончить какое-либо дело, после которого может появиться усталость.

Многие ошибочно полагают, что за усталостью следует бездействие или так называемая «незанятость», и, якобы поэтому, Священный Коран повелевает «утомиться снова», то есть заняться работой. На самом деле, как полагает ряд мусульманских учёных, в данном наставлении речь идёт о том, что одни занятия дают отдых от других — таким образом снимается усталость. К примеру, Эльмалылы давал следующее толкование аяту Книги Аллаха: «Освободившись от одной обязанности (молитвы, работы), перейдя от сложного к простому — не впадай в отдых под предлогом завершения дела, снова предпочти хлопоты, трудности, займись другой молитвой или работой. Трудись и утомляйся. Сделав обязательные богослужения — перейди к необязательным. Совершив намаз — перейди к чтению молитв. И тебе станет легче, ты заслужишь много благодарностей».

Понимание и претворение в жизнь выше раскрытого принципа Ислама повысит производительность труда каждого из нас как на материальном, так и на духовном уровне. Исходя из того, что общая производительность есть сумма усилий индивидуальностей, мы можем сделать вывод, что в этом коренится: решение многих наших проблем. Так, усталому от работы мусульманину, вернувшемуся вечером домой, требуется отдых. Но вместо вынужденной траты времени на восстановление сил он мог вполне, к примеру, провести семейную беседу, выполнить какое-то полезное действие по воспитанию детей или же, в конце концов, навестить родственников или друзей, что, исходя из сведений хадиса, возобновило бы его жизненную энергию.

И всё же мы, мусульмане, должны быть самыми счастливыми в отношении вопроса планирования времени, так как, Ислам предлагает нам составлять расписание дня согласно предписаниям Корана и Сунны. Но мы часто не придаём ни какого значения ценности времени, в отличие от Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Не случайно сказано нам:

«Пророк Аллаха является для вас самым прекрасным примером» (сура  «аль -Ахзаб», 33/21).

Ему лучшим образом удалось воплотить на практике законы Аллаха:

Пророк Мухаммад (саллялаху алейхи ва саллям) успевал молиться строго в предписанное время, а менее важные дела совершал по естественному графику. Например, вместо того, чтобы лечь спать после утреннего намаза, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) предпочитал побеседовать с кем-нибудь из асхабов — своих сподвижников. А за беседой с асхабом следовали семейные разговоры.

Для Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) был существенным кратковременный послеобеденный сон.

После дневного намаза он совершал поочередные визиты к жёнам.

А после вечернего — все члены семьи собирались у той жены, у которой Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) планировал провести ночь.

В определенное время дня принимались гости, в другое время, опять же, в заранее определенные часы, совершались и его визиты к родственникам и другим людям.

Также известно такое время, в которое Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) не принимал никого у себя в доме, кроме жён (возможно, это также было время размышлений или встреч с Джабраилом (алейхиссалям)).

Единственное, на что Пророк (саллялаху алейхи ва саллям) не тратил своего времени — это развлечения. «Мы созданы не для развлечений», — говорил Посланник Аллаха (салляллау алейхи ва саллям).(Исключения, разве что, составляли праздники).

Таким образом, Ислам, руководствуясь принципом ответственности человека за каждый миг, сделал основной его проблемой умение правильно распределять своё время, ценить его. На примере Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) Аллах показал, нам, как следует ежедневно расходовать своё время в ближнем мире, чтобы достичь вечного Рая следующей жизни. Чтобы обрести совершенство на пути Аллаха, нам следует помнить, что одних молитв не достаточно.

Продуктивное распределение времени должно стать принципом всей нашей повседневной жизни.

Share.