facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Кастровское медресе

0

Кастровское медресе – мусульманское учебное заведение, существовавшее в XIX – нач. XX вв. в городе Касимове Рязанской губернии.

Основано в 1808 году по инициативе имам-хатыба Ханской мечети Касимова Абдулвахита Исмагиловича Давликамова при финансовой поддержке богатых прихожан Ханской мечети, в том числе Шакуловых. Оставаясь на протяжении более ста лет имам-хатыбами Ханской мечети, династия Давликамовых руководила деятельностью медресе.

Особую роль в развитии медресе сыграл сын основателя – Фазлулла Абдулвахитович Давликамов, избранный вторым имамом Ханской мечети в 1827 году. Первоначально медресе располагалось в собственном доме Давликамовых. В 1818 году медресе размещалось в двух зданиях: каменном и деревянном, построенных сеидом Салехом Шакуловым и содержащихся на его попечении.

Ф.А. Давликамов за 20 лет работы мударрисом Кастровского медресе обучил более 1000 молодых мусульман. Главной целью мударриса являлось, по его же собственным словам, «…обучение полезным наукам юношества, которые остались бы без просвещения и познания необходимого для человечества, в отношении религии и благонравной жизни, но закосневали бы в невежде и безнравственности, без ясного познания Всевышнего Творца Вселенной, его творений и самих себя…».

Кастровское медресе являлось учебным заведением не только локального масштаба, а было хорошо известно среди мусульман, живших в разных частях Российской империи. Большинство шакирдов медресе составляли выходцы из татарских сел Рязанской, Тамбовской, Пензенской и Симбирской губерний. Учились шакирды и из Казани, Астрахани, Уфимской губернии. Среди наиболее известных выпускников Кастровского медресе – имам-хатыб Московской мечети на Большой Татарской улице Абдулла Шамсутдинов (1878-1937) и имам-мухтасиб ДУМЕС по Пензенской, Куйбышевской, Ульяновской и Тамбовской областям Ярулла Юсупов (1880-1975).

В 1847 году медресе состояло из трех отделений. На первом из них (тюркском) обучали азбуке, основам веры, Св. Корану и шариату; здесь обучалось 27 шакирдов. На втором, арабском отделении, учились 23 шакирда. На третьем (персидском) – историю ислама, историю пророков, толкование Корана, географию и другие дисциплины изучали 6 чел.

Название медресе связано с тем, что с 1868 года попечителем медресе стал представитель богатой татарской семьи Сайфулла Мурсалимович Кастров – владелец мерлушечного производства. В последующем семья Кастровых продолжала содержать медресе, построила здание для него неподалеку от Ханской мечети. Они оплачивали жалованье преподавателям; на пансионе Кастровых жил многолетний преподаватель медресе Хасан Шамсутдинов. Финансовую помощь медресе оказывали и другие татарские меценаты.

Во второй половине XIX и, особенно, в нач. XX вв., в эпоху борьбы в татарском обществе двух идеологических направлений (кадимизма и джадидизма), попечители Кастровского медресе оплачивали поездки преподавателей для освоения опыта в знаменитые новометодные медресе Казани и Оренбурга.

Помимо Кастровского медресе еще два мусульманских медресе действовало в окрестностях Касимова. Одно из них – «Баймурад» было расположено в деревне Четаево (тат. Чутай): его окончил знаменитый татарский общественный и религиозный деятель общественный деятель, основатель Санкт-Петербургской мечети Атаулла Баязитов (1847-1911). Другое – находилось в деревне Болотце (тат. Джавбаш) и являлось джадидским. Этим медресе руководил имам Мухаметгариф Биктемиров.

Высокого уровня достигло и мусульманское женское образование. Так, представительница упомянутого рода Биктемировых Галимательбанат Биктемирова (1876-1906) в деревне Болотце открыла мектеб для девочек, получивший широкую известность среди татар. Сама Г. Биктемирова была автором сочинений, посвященных роли женщины в семье, методам воспитания осиротевших детей. Общественный деятель и педагог Сагдия Хасановна Булатова (1882-1950) открыла в Касимове первую школу для девочек. Сагдия Булатова и её муж – мугалим Хасан Булатов играли большую роль и в жизни Кастровского медресе.

При Кастровском медресе существовала богатая библиотека. С медресе тесно связана и деятельность касимовского татарского театра «Чулпан», где играли шакирды.

В советское время Кастровское медресе было закрыто. В 1930-е гг. здание медресе перешло к городской организации  «Жилкомхоз».

В начале 2000-х гг. здание медресе по ул. Большакова, 31 (быв. Долгая ул.) было передано городскими властями в пользование мусульманской общине Касимова. В здании полностью заменены крыша, полы, оконные и дверные блоки, заново смонтирована система отопления, проведена канализация, вновь сделана пристройка площадью 120 кв. метров.

Мусульмане Касимова много лет добивались возвращения здания Кастровского медресе в собственность общине. 25 сентября 2014 года депутаты Касимовской городской думы согласовали передачу зданий Новой мечети и Кастровского медресе Местной религиозной организации мусульман города Касимова.

Литература: Салихов Р.Р. Из истории мусульманских приходов города Касимова// Мечети в духовной культуре татарского народа (XVIII в. – 1917 г.). Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Казань, 2006. С. 170–176; Сафаров М.А. Родники нации (татары Рязанской области).// Татарский мир. 2006, №9; Сафаров М.А. Кастровское медресе // Ислам в центрально-европейской части России: энциклопедический словарь. М., 2009. С. 133-134.

Сафаров М.А., 

кандидат педагогических наук.

Сайт http://www.bastanovo.ru

Share.