facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Особенность мусульманской одежды – женственность

0

Раньше по тому, как повязан платок, какая вышивка присутствует на фесе или калфаке, как звенят серёжки, есть ли на фесе кисть, какое изю на девушке можно было узнать не только социальное положение, но и возраст представительницы прекрасной половины человечества, уровень её рукоделия и даже характер.

«То, что мы с вами носим, влияет на наше внутреннее состояние, поведение и чувство себя. Одна из особенностей мусульманской одежды – это её возможность сохранить то самое женское самоощущение. Наш хиджаб – это плод нашей земли. Наши предки придумали до нас норму одежды, которая сочетает в себе и следование предписаниям шариата, и национальный колорит», — рассказала мусульманка из республики Крым Зейнеб Баирова.

Современные мусульманки из Крыма занимаются вышивкой фесок. Наилучшая высота этого головного убора составляет 6 см. Тогда платок ляжет поверх него идеально. А вот если на феске можно было заметить кисточку, то это означало, что её обладательница ещё не замужем.

Фески различаются своей формой – неглубокие, цилиндрические, расшитые по околышу золотыми нитями. Разнообразны они и по украшающей их вышивке – есть вышитые вручную (на это тратится от месяца и больше), а есть более практичный и доступный вариант – с использованием машинной вышивки.

Крымская женщина всегда ходила с покрытой головой, но в зависимости от возраста и положения головной убор несколько трансформировался. До подросткового возраста феску шили без жёсткой основы из однотонной фабричной ткани с кисточкой на макушке.

Позднее, когда девушка уже могла быть обручена, проходила церемония покрытия головы, на которой в присутствии приглашённых гостей мать покрывала дочери голову «шербенти» (шарф). С этого дня основным головным убором девушки становилась феска, сшитая на твёрдой основе из бархата или атласа, и шарфы, вышитые с использованием растительного орнамента.

С середины XIX в. всё большее распространение получают фески в виде усеченного конуса, жесткой формы, сшитые из бархата бордового цвета. Они были приняты в среде молодёжи разного достатка. Украшались в основном монетами, располагавшимися в налобной части, а к концу XIX в. – филигранными накладками на донышко – «тепелик».

У молодых женщин по бокам прикреплялись еще и накладки «зулуфльи», служившие для того, чтобы прикрывать локоны, срезавшиеся на висках у невесты во время свадебного обряда. Они говорили о том, что их носительница замужем.

Спереди, у границы околыша и донышка, прикреплялось филигранное украшение в виде полумесяца. Самые нарядные разнообразно украшенные фески встречались в районе Бахчисарая.
До 1870-х годов фески такой формы носили только девушки и молодые женщины, а к концу XIX в. они пришли в убор женщин зрелого возраста, но здесь уже не использовались сложные украшения. Феска стала выглядеть строже. Также для крымскотатарского народа характерно использование двусторонней вышивки, техникой которой на сегодняшний день владеет малое количество мастеров.

Костюм крымской татарки состоял из платья и рубахи с запахом поверх него, подпоясанной поясом. Калфак традиционно украшался вышивкой, а также расшивался золотыми и серебряными нитями. Обращаясь к старинным образцам, мастерицы создавали в традиционных композициях новые акценты, умело используя нити серебряные и золотые, плоские и фактурные, а также блестки разной формы.

В орнаментации околышей, восходящей к древней традиции украшения налобной части женского головного убора, еще прослеживаются компоненты, связанные с прежней охранительной функцией. Таковы узкие околыши, заполненные спиралями, побегами, листьями и завитками.

Надо сказать, что уже в первой половине XIX в. традиционный девичий калфак имел варианты фасона и отделки. Так, к примеру, появились калфачки из трикотажного полотна с поперечными цветными полосками. Головной убор молодой девушки из семьи состоятельных горожан богато украшен: вся его поверхность покрыта вышивкой, а в свисающей на лоб золотой бахроме видны также нитки жемчуга.

Share.