facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Отец мусульманского сонника Ибн Сирин

0

Абу Бакр Мухаммад б. Сирин аль-Басри — ученый алим, мухаддис, известный толкователь сновидений относился к поколению табиинов.  Он родился  в Басре, по одним источникам в 34 (654) году по другим —  в  31 (651) или 33(653) году. Его появление на свет совпало со временем второго  года правления благочестивого халифа Усмана (радыяллаху анху).

Мусульманский сонник от А до Я

Отец Ибн Сирина происходил из селения Джерджария, что располагалось в одном из районов Ирана, где  он и был взят в плен воинами знаменитого полководца Халида бин Валида во время одного из сражений. Анас б. Малик, к которому Сирин был определен, освободил его.  Мать ибн Сирина Сафия тоже  была освобожденной рабыней благочестивого Абу Бакра (радыяллаху анху).

Ибн Сирин с малых лет  с большим почтением относился к своей матери,  при ней он почти не мог говорить. Ибн Сирин отличался мягкостью характера, скромностью, добротой, богобоязненностью, жизнью в такве. Сестра Ибн Сирина Хафса и его родные братья Яхъя, Ма’бад, Анас были признаны как передатчики хадисов, которым доверяли. Ибн Сирин с детства сердцем и разумом был привязан к получению знаний, он учился, присутствуя на уроках, духовных беседах благочестивой Айши (радыяллаху анха), Зайда бин Сабита, Хасана б. Али, Абу Хурайры, Абдуллаха б. Аббаса, Джундаба б. Абдуллаха, Самира б. Джундаба, Имрана б. Хусайна, Хузайфы б. Аль-Ямани, Абу Саида Худри, Абу Дарды (алейхимуррыдван). Наибольшее влияние на него оказал Анас б. Малик (радыяллаху анху). Отмечено, что Ибн Сирин встречался с 30 сахабами, а также получал знания  у табиинов: Абида ас-Салмани и Кады Шурайха.  Его знания использовали многие мусульмане, в числе которых были Ша’би, Катада б. Диама, Айюб ас-Сахтияни, Асим аль-Ахваль, Абдуллах б. Авн, Ибн Абу Аруба, Халид аль-Хазза, Авзаи.

Ибн Сирин имел широкое религиозное образование: он знал наизусть Коран – был хафизом, он прославился как толкователь Корана — был  муфассиром, при этом Ибн Сирин  передавал своим ученикам толкования только тех аятов, которые изучал непосредственно от сахабов. В свое время он более всего был знаменит как знаток хадисов и исламского законоведения — фикха. Также он владел искусством стихосложения и знанием счета (математики). По отношению ко всем наукам он отличался предельной щепетильностью и внимательностью, всегда боялся допустить какую-либо неточность. Несмотря на то, что он был признан муджтахидом, по многим вопросам фикха он обращался за подтверждением, советом и знаниям к сахабам. Его взгляды на вопросы исламского законоведения (фикха) собраны в научной работе доктора наук Ахмада б. Муса б. Хасир ас-Сахли.

Алимы видели в нем ученого мухаддиса, знаниям которого можно было доверять без сомнения: он был известен своей внимательностью и брал хадисы только у достоверных передатчиков.  Хадисы, переданные им,  нашли место в шести самых достоверных источниках хадисов — Кутубу Ситте. Ибн Сирин придавал большое значение иснаду.  В те годы ученики не могли оценить необходимость подобной щепетильности, однако когда произошла путаница, они поняли чуткость своего учителя и пользу научного подхода в изучении хадисов. В последние столетия Ибн Сирин стал известен как мусульманский толкователь сновидений. При этом,  Ибн Саад, Халиф б. Хаййят, Ахмад б. Хатиб аль-Багдади  в своих трудах не упоминали о нем как о толкователе сновидений. В то же время Бухари  («Табирур-руйя», 10, 12, 19,26), Муслим («Руййя», 6), Джахиз и Абу Нуям в своих сборниках поместили хадисы, переданные им. Ибн Халлики указывал на то, что Ибн Сирин обладал широкими познаниями в области толкования сновидений («Вафайят»,  4, 182 ). Захаби передал несколько примеров из его толкований и указывал на талант Ибн Сирина в толковании сновидений («Алами ‘нубала’», 4, 614, 617-618).

Ибн Халдун писал о том, что Ибн Сирин в этой области знания был известным алимом. Правила и условия, критерии, установленные  им в толковании сновидений, были переданы из поколения в поколение («Мукаддима», стр. 462)

Вместе с тем, первые источники не давали сведения о написании Ибн Сирином какого-либо произведения, содержащего  толкование сновидений. Ибнун – Надими зафиксировал, что у Ибн Сирина было написано произведение под названием «Табирур-руйя». Рудани писал о том, что Ибн Сирину принадлежит произведение под названием «Ибаратур-руйя». Многие алимы сходились во мнении, что Ибн Сирин не мог написать подобного, аппелируя к принципиальности Ибн Сирина, который противился даже тому, чтобы записывались хадисы. Они говорили о том, что трудно представить, чтобы у алима такого масштаба была бы книга, содержащая в себе толкование сновидений. И вследствие такого мнения предполагалось, что в более поздние времена  книги толкований сновидений подписывали именем Ибн Сирина, что явственно  говорило о радении поздних толкователей сновидений воспользоваться авторитетом этого алима в этой области знаний. В большинстве изданий подобного рода  указаны имена тех толкователей, кто жил уже после  Ибн Сирина.

Произведения, которые относили перу Ибн Сирина были переведены на многие европейские языки.  Как бы там ни было, на сегодняшний день в мире Ибн Сирин известен как толкователь сновидений. Сведений о его жизни сохранилось мало.  Известны рассказы и истории из его жизни, которые в свое время духовные наставники использовали в качестве воспитательного материала, рассказывая своим ученикам. Приведем некоторые из этих историй.

Ибн Сирин подразделял  сны на три вида: от нафса, от шайтана, от Милости Аллаха. Тому, кто остался под влиянием сна, он говорил: «Не обманывайся. Когда ты пробужден, стремись к  тому, чтобы выполнять повеления Аллаха».

Как-то к нему пришел  один человек и сказал: «Я видел во сне, как вешаю на свинью бисерные бусы». Ибн Сирин сказал ему: «Ты хочешь найти в стоге соломы золото. После этого не старайся передать мудрость тем, кто невежественен (не смыслит в том, что ты говоришь)».

Ибн Сирин сторонился всех тех, кто вводил порицаемые нововведения. Он старался иметь с людьми чистые отношения: не быть причиной для сплетен и сам не позволял никому при себе говорить о других в их отсутствие. Ибн Сирин считал, что даже слова  «такой-то такой по знаниям выше другого», являются сплетней. Потому что, если услышит об этом тот человек, то испытает от этого неудовольствие.

Ибн Сирин часто говорил: «Берегитесь зависти, никому не завидуйте». «Если человек путь держить в Ад, то чему же завидовать? Если человек добр и держит путь в Рай, то нужно стараться быть рядом с ним и стараться многое делать так, как делает он».

Однажды Ибн Сирин спросил у одного человека: «Как ты, как дела у тебя?» Тот ответил ему: «Я чувствую себя так, как чувствовал бы человек, у которого большая семья, и при этом он имеет 500 дирхемов долга». Услышав это, Ибн Сирин пошел домой и принес этому человеку 1000 дирхемов. Многие знали о том, что  Ибн Сирин не спрашивает человека о состоянии его дел, если не может при этом помочь.

Один человек пришел к Ибн Сирину и рассказал свой сон: «Я видел во сне Азраиля (алейхиссалям). Я спросил у него: «Когда заберешь мою душу?» Он мне вместо ответа показал пять пальцев. Что это могло бы значить? Скажите мне, что это: пять месяцев, лет, минут?» Ибн Сирин улыбнулся и ответил: «Ты и сам знаешь. Есть пять вещей, о которых никто не знает. Смерть — одна из них. Видимо, Азраиль (алейхиссалям) напомнил тебе об этом».

В доме Ибн Сирина каждую пятницу готовили «палузу» (сладкое блюдо), он угощал им детей и всех приходящих к нему гостей.

Всевышний благословил ему большое потомство (по некоторым источникам,  у него родился 41 ребенок). Однако кроме Абдуллаха, он всех их похоронил при своей жизни. При этом окружающих потрясала глубина его веры. Они не видели его жалующимся. С его уст не сходили  слова: «Он – Тот, кто дает и Тот, кто забирает». И это были не просто слова, он говорил это своим состоянием. 

Ибн Сирин был современником знаменитого суфия Хасана Басри. Иногда их связывали сильнейшие узы дружбы, иногда между ними происходило отчуждение. Причина этого была в разнице их характеров и темпераментов. Хасан Басри был благородным, жестким, строгим, печальным, многословным человеком. Ибн Сирин отличался мягким, доброжелательным нравом, был осторожен в словах.

Однажды один человек пришел к Ибн Сирину в страшном волнении и сказал: «Я видел во сне, как одна птица унесла из мечети прекрасный драгоценный камень». Ибн Сирин встал со своего места и произнес:  «В таком случае, пойдемте, видимо, Хасан Басри перешел в мир иной».

Ибн Сирин зарабатывал на жизнь торговлей. По одному из преданий, он взял для продажи оливковое масло, и когда увидел, что в него попала мышь, вылил все масло, предназначенное для торговли, из-за чего не смог расплатиться с долгами и по этой причине он был посажен в тюрьму. В период Абдуллаха б. Зубайра он совершил Хадж.

Ибн Сирин жил,  боясь Дня Отчета. Его лицо изменялось, когда речь заходила о могиле и саване. При этом он очень легко принял смерть: умер красиво и легко  в 729 году, на 110 году своей жизни. Оставшийся за ним долг в 40.000 дирхемов был выплачен его единственным сыном Абдуллахом.

Ибн Сирин похоронен рядом со своим другом Хасаном Басри, их могила находится под одним куполом в городе Басра, что находится на территории современного Ирака.

 Сон с точки зрения Ислама

Мусульманский сонник. Толкование снов по Священному Корану и Сунне от «А» до «Я»

Толкователь снов Ибн Сирина на мобильном

 

 

Share.