facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Платок у русских

0

Традиция покрывать голову платком существовала на Руси издавна. Еще со времен язычества считалось, что лента, обвязанная вокруг головы, или платок защищали от злых духов. Позднее, после Крещения Руси, платок стал непременным спутником женщины. По православной традиции, женщина должна была появляться на людях с покрытой головой. Оказаться в людном месте без платка было позором. До сих пор в языке сохранилось слово «опростоволоситься» (то есть буквально «оказаться с непокрытой головой»), которое означает «попасть впросак», «ошибиться», «осрамиться».

В давние времена лишь молодые девушки могли выйти на улицу без платка. Таким образом, в прошлом платок служил знаком социального положения.

О том, что платок был важной частью одежды русской женщины, говорит и тот факт, что существовало много разновидностей этого головного убора. Особо ценились русскими женщинами так называемые канаватки, привозимые восточными купцами, – большие отрезы тонкого шелка с разноцветными полосками. Шелковые канаватки хранились с особой бережностью, передаваясь по наследству от матери к дочери, наравне с жемчужными украшениями. Всему миру в настоящее время известны такие разновидности русских платков, как павло-посадские узорчатые многоцветные платки, вологодские кружевные шали, оренбургские пуховые платки. Ажурные оренбургские «паутинки» так тонки, что могут уместиться внутри гусиного яйца и проскальзывают сквозь кольцо. В XIX веке платки в России стали настолько популярны, что почти полностью вытеснили все остальные головные уборы. К сожалению, традиция носить платок в России сейчас не так популярна, и даже знаменитый пуховый платок воспринимается как деталь гардероба, добытая из бабушкиного сундука.

В настоящее время русской женщине обязательно покрывать голову платком лишь при посещении церкви. По православному канону, ношение платка на голове является не только традицией для женщины, но и древнейшим символом символом ее подчиненного положения.

Христианский апостол Павел в Новом Завете сделал несколько замечаний о ношении платка женщинами:

«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христосу глава – Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижётся; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для ангелов» (1 Коринф. 11:3-10).

Платок символизирует власть мужчины, который является якобы образом Бога, над женщиной, которая была создана из мужчины и для него. Платок на голове женщины в православной традиции рассматривается как символ женственности и подчеркивает женскую природу.

Но есть в христианской традиции и другие символические значения платка. Платок является ключевым, священным предметом в таком православном празднике, как Покров. Праздник связан с событием, произошедшим в 910 года в Константинополе. По преданию, жители осажденного врагами города молились о спасении. Один из молящихся в церкви вдруг увидел, как Богородица в окружении ангелов распростерла над верующими свой святой омофор (покров, платок) и молилась о них.

Участвует платок и в другом христианском празднике – в Пасхе. В определенный момент православной службы, проходящей в церкви на Пасху, женщины меняют темные платки на светлые. Смена платков символизирует дошедшую до верующих весть о воскрешении Христа.

Платок в русской культуре несет большую смысловую нагрузку, но все богатство смыслов, связанных с платком, сохраняется как живая традиция только в сфере религии, если сохраняется.

 

Share.