facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Рекомендации по здоровому питанию от Пророка Ислама

0

Что ел Пророк Ислама (салляллаху алейхи ва саллям) и его домашние, сахабы и их современники?  Любимые блюда Пророка? Каковы его рекомендации по здоровому питанию? Каким он был в быту? Подобные вопросы интересны не только мусульманам. Попробуем ответить на них.

 

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) отличался совершенной нравственностью, благородством, и его слова не расходились с делами. Он был неприхотливым в быту. После переселения в Медину он жил в небольшой комнате, которая была устлана циновками из финиковых стеблей, а из обстановки был только кожаный сосуд для воды и несколько подушек, набитых листьями хурмы.

Одежда его тоже была скромной: рубашка, накидка и длинное платье. Питался Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) в основном финиками, ячменным хлебом и козьим молоком. Но при этом он прожил полноценную жизнь: женился, воспитывал детей, был счастлив в окружении семьи. Его распорядок дня описан до мельчайших деталей в хадисах и исторических трудах. Мы же рассмотрим то, как Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) питался.

Он был человеком богобоязненным и предпочитал во всём меру. Особенно это касалось еды. В его рационе преобладали мясо, молоко, ячмень, пшеничный хлеб, тыква, оливковое масло, мед, халва, уксус, финики, илик (костный мозг). Как сообщала Айша (радыяллаху анха), Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) любил сладкое: халву и мёд (Бухари, «Табакат»; Ибн Несад). Ему нравилось блюдо, которое называлось хаис, приготовленное из фиников, сыра и сливочного масла. Абдуллах бин Джафар видел, как Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) кушал свежие финики и огурцы.

Он предпочитал есть хлеб с различными приправами. Джабир рассказывал, что однажды Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) попросил какой-либо соус. «Только уксус», — ответили ему. Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) обмакнул горбушку в уксус и отметил, что он тоже является хорошим дополнением к пище (Бухари; Муслим). Однажды Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) пришёл к Убн Мухани и попросил чего-нибудь съестного. У хозяина было немного сухого хлеба и уксус. Пророк сказал: «Давай! Нельзя сказать, что ничего нет в том доме, где есть уксус».

Как-то раз один портной пригласил Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) отведать угощение. На столе был ячменный хлеб, суп из костного мозга и сушёное мясо. Анас рассказывал, что наставник кушал илик, и после этого тоже полюбил это блюдо. (Бухари; Муслим). Абдуллах бин Харис рассказывал: «Однажды, когда мы находились в мечети, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) принёс хлеб и мясо, стал кушать и угостил нас. Затем он встал и принялся совершать намаз. Мы тоже вытерли руки и стали молиться вместе с ним».

Однажды Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) кто-то принёс мясо. Это видел Абу Хурайра. Расулюллах знал, что сподвижнику нравится филей, и угостил его (Тирмизи; Ибн Маджа). Абу Хурайра рассказывал, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) не отказывался ни от какой пищи. Вкусную еду он кушал с удовольствием, а если пища не нравилась, то молча прекращал трапезу (Бухари; Муслим).

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) любил повторять: «Кушайте оливковое масло и намазывайте им тело, потому что это очень баракатное дерево» (Тирмизи; Ибн Маджа; Дарими).

Иногда он совмещал одни продукты с другими. Однажды Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) взял два кусочка ячменного хлеба, а между ними положил финики. Отметив, что они украшают друг друга, он съел яство (Абу Давуд). Айша (радыяллаху анха) рассказывала, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) кушал свежие финики с арбузом и наставлял: «Устраняем жар первого хладом второго, и холод одного жаром другого» (Тирмизи).

Джабир передавал, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил, что неизвестно, где в пище есть баракат, поэтому нужно кушать всё. Он наставлял: «Иблис пытается вмешаться во все дела мусульманина. Поэтому если кто-то из вас уронит кусочек еды, то пусть поднимет и очистит его, произнесет «бисмиллях» и скушает, не оставив шайтану» (Муслим).

При приёме пищи он всегда сидел скромно, не прислоняясь к стене, о чём говорил: «Я сижу так, как сидит раб, и ем так же, как ест раб». Он никогда не кушал за столом, и чаще всего сидел на правой ноге, прижав левую к животу. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) рекомендовал: «Берите пищу правой рукой, произносите «бисмиллях» и кушайте то, что непосредственно перед вами» (Бухари; Муслим). Айша (радыяллаху анха) передавала его наставление: «Если кто-либо из вас забудет перед началом приема пищи произнести «бисмиллях», то когда вспомнит об этом, пусть скажет «я начинаю трапезу с «бисмиллях» и завершаю ее «бисмиллях» (Тирмизи; Абу Давуд). Абу Саид аль-Худри рассказывал, что после завершения обеда Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) обращался к Аллаху с такой молитвой: «Да будет слава Всевышнему, который нас напоил, накормил и благословил нас покорностью» (Тирмизи; Абу Давуд; Ибн Маджа).

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) подчёркивал: «Самая лучшая еда перед Всевышним та, к которой протянуто много рук. Кушайте вместе, не разделяйтесь, потому что баракат находится в обществе».

Относительно адаба принятия пищи можно обобщить рекомендации Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) следующим образом: мыть руки до начала трапезы и после неё, начинать и заканчивать есть с произнесения «бисмиллях» и молитвы, кушать правой рукой с одного края тарелки, не опираясь при этом на правый или левый локоть. Нельзя критиковать пищу, которая была поставлена на стол. Рекомендуется разделять хлеб на небольшие кусочки, а крошки собирать и кушать, чтобы не было исрафа. Если человек находится в обществе, то воздержаться от употребления в пищу свежего лука и чеснока.

Известно, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) любил пить отстоявшуюся воду. Он советовал не дышать при этом в кувшин: «Когда кто-либо из вас пьёт, пусть не дышит в сосуд и отдалит его ото рта. Это и обильнее, и полезней для здоровья». В другом хадисе сообщается, что он не рекомендовал пить большими глотками, и делал три вдоха: «Пить таким образом быстро и надолго утолит жажду, так лучше для здоровья». Ибн Аббас рассказывал, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) запретил дуть на еду и на воду, даже если там и находился мусор (Абу Давуд; Ибн Маджа). Помимо этого он говорил, что нельзя пить и кушать из разбитого сосуда, наставлял прикрывать посуду, а если кто увидит в воде сор, то нужно вылить эту жидкость. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) совершал дуа перед началом принятия пищи: «О, наш Господь, сделай изобильной эту еду, дай нам удел ещё больший» (Абу Давуд; Тирмизи). В другой молитве он обращался ко Всевышнему: «Ты дай пропитания столько семье Мухаммада, чтобы им хватило на жизнь» (Бухари) Благочестивая Айша (радыяллаху анха) рассказывала, что семья вплоть до самой его смерти не имела ячменного хлеба два дня подряд, а после трапезы не оставалось ничего несъеденного (Бухари).

В мединский период и во время блокады мусульман в Мекке умма находилась на грани голодной смерти. Абу Хурайра рассказывал, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) привязывал к своему животу камень, чтобы не чувствовать голода. Абу Талха вторил: «Мы пришли поведать наставнику о том, какая у нас трудная жизнь и нам нечего кушать, поэтому мы вынуждены камнями подавлять чувство голода. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) выслушал нас, затем приподнял тунику, и мы увидели, что у него к животу тоже привязан камень».

Когда Айша (радыяллаху анха) передавала Масруку бин Аджа хадис о жизни Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), то не смогла сдержать слёз. Она пояснила: «Я вспомнила, что он четыре месяца не ел пшеничного хлеба, и мне стало его жаль».

Умран бин Зайт аль-Мадни рассказывал историю, услышанную от отца. «Как-то раз мы пошли к Айше (радыяллаху анха) и сказали ей «ассаляму алейкум, йа уммуль мумминин». Она ответила «алейкум саллям» и сильно заплакала. Мы спросили её:

— Почему ты плачешь?

— Многие из вас вкушают разнообразную пищу, а затем ищут лекарство, чтобы переварить её. Тогда я вспомнила Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), и это заставило меня плакать. Перед тем как уйти из этого мира, он не ел даже дважды в день. Когда мой супруг кушал хурму, то не ел хлеб, и когда кушал хлеб, не ел хурму» (Табакат).

Абу Хурайра рассказывал, что в их доме целый месяц не горел очаг, и потому не готовилась пища. Мусульмане поинтересовались, как же жили те люди. Сподвижник пояснил: «Они питались водой и финиками. И ещё если у соседей ансаров было молоко, и да будет Всевышний ими доволен, они делились им с семьёй Пророка».

Маффаль бин Ияз аль-Хузли был близким другом Абдуррахмана бин Аффа. Однажды тот пригласил его к себе домой. Они сели вместе за стол, на котором стоял поднос с хлебом и мясом. На глаза Абдурахмана бин Аффа навернулись слёзы. Аль-Хузли спросил гостя:

— Абу Мухаммад, что заставило тебя плакать?

— Пророк Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) умер, но ни он сам, ни его семья не могли кушать досыта даже ячменные лепешки. И я не знаю, является ли благом такое богатое угощение для нас, его последователей.

Современные мусульмане, которые хотят питаться полезными продуктами, фруктами и овощами, могут обратиться к рекомендациям Корана и хадисам. В суре «ар-Рахман» говорится о различных яствах, которые полезны для человека. Посмотрим, какие: «В них — плоды, финики, гранаты» (Сура «Ар-Рахман, 55 / 68).

Как известно из «Сахиха» Бухари, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) часто кушал дыню. В ней содержатся витамины В и С, бета-каротин, употребление в пищу хорошо помогает при излечении осложнений после родов и сердечных заболеваниях. Также он любил арбуз вместе с финиками. Древние арабы знали о лечебных свойствах этой ягоды. Они считали, что арбуз способен «очищать тело и выносить болезни из организма, если принимать его постоянно перед едой». Из-за высокого содержания железа арбуз полезен при анемии и беременности. Он способствует выведению холестерина, рекомендуется при ожирении.

О цитрусовых тоже сказано в хадисе Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Он сравнивает мусульманина, часто читающего Коран, с ароматом апельсина: «У апельсина и вкус прекрасный, и запах». Известно, что цитрусовые — это клад витамина С, который является природным антиоксидантом.

В Коране шесть раз говорится о винограде: «Мы низвели с неба воду в меру (т. е. дождь) и пропитали ею землю, и, воистину, в Нашей власти испарить её. При помощи воды Мы вырастили для вас пальмовые рощи и виноградники, где на потребу вам растёт много плодов, которые вы едите» (Сура «аль-Муминун, 23 / 18—19). В одном хадисе сказано: «Не называйте виноград щедротами. Щедрость — это сердце верующего. Однако называйте его виноградом или лозой» (Муслим). В арабском языке слово «кярм» — виноградная лоза является омонимом слова «щедрость», и люди любили называть так ягоды именно из-за их пользы. Виноград имеет противораковое воздействие и играет важную роль в лечении сердечно-сосудистых заболеваний, усиливает обмен веществ и способствует образованию эритроцитов. Лечебное воздействие обусловлено содержанием глюкозы и солей калия.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) очень ценил полезные свойства инжира: «Если бы меня попросили рассказать, какая ягода попала на землю из Рая, то я бы назвал инжир, потому что в райских фруктах нет зёрен. И те, у кого есть болезни геморрой и гурт, пусть кушают эти фрукты». В свежем инжире содержится до 20% сахаров, что благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему. Соплодия обладают также отхаркивающим и смягчающим действием. Вместе с молоком их употребляют при кашле.

Упоминается, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Баклажан помогает для того, для чего его едят». Это ценный диабетический и лечебный продукт. Он помогает снизить уровень холестерина и положительно влияет на деятельность сердца. Баклажаны показаны при болезнях печени, почек, подагре, полиартрите, стимулируют работу кишечника.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) подчёркивал пользу грибов: «Грибы из манны небесной, их вода лекарство для глаз». Как продукт питания, по своим свойствам они находятся между овощами, рыбой или мясом. У грибов приятный вкус и аромат, потому что в них содержатся экстракты различных веществ и ферменты. Они возбуждают аппетит и способствуют усвоению пищи. Часто грибы сравнивают с мясом, и не зря: сушёные грибы вдвое питательней яиц, курицы, молока, фруктов и овощей.

Однажды Тальха бин Убайдуллах пришёл навестить Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и увидел у него в руках плод айвы. Наставник поведал ему о питательных и успокоительных свойствах растения: «Он укрепляет сердце, помогает дыханию и устраняет тяжести в груди». Плоды и семена айвы используют для остановки кровотечения, она обладает отхаркивающими, смягчающими и противовоспалительными свойствами. Настой можно пить при расстройствах пищеварения и заболеваниях дыхательных путей.

Share.