facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Садоводство и Ислам

0

{jathumbnail off} Если Рай, к которому все мусульмане стремятся как к высшей награде, описывается как «сады, вдоль которых текут реки», то какие места на земле наиболее похожи на то, что ждёт праведников в вечной жизни, чем сады и парки?

Сады, в том числе традиционные исламские сады, являются отражением наших представлений о Рае. Но также эти места и нечто большее: они дают возможность уму и душе отдохнуть и помогают воссоединиться с природой. Они дают передышку от зноя в прохладе деревьев и представляют из себя первозданную красоту.

Они дают пропитание: кормят плодами наши тела и даруют духовную пищу. Сады в Исламе имеют глубокое метафорическое и практическое значение. И они играют огромную роль в мультирелигиозных обществах.

Традиционные исламские сады, которые называются чарбаг, имеют характерные элементы: разделение на четыре части дорожками или водными артериями, в центре фонтан или пруд, деревья дают прохладную тень, а сама территория сада обнесена стенами. Павильоны или постройки также являются неотъемлемой частью традиционных исламских садов.

Каждый из этих элементов имеет свой собственный символический смысл: расположение сада представляло традиционную космологию, общую для всех древних культур и цивилизаций, а также взаимодействие квадратной формы с круглым центром означает встречу неба и земли. Текущие реки и тень даруют комфорт и передышку, также подразумевая порядок во Вселенной и созерцательную природу человека.

Деление на четыре части также является отражением Джаннат аль-Фирдаус, который состоит из 4 садов. Красота исламских садов ценится не только мусульманами, но и представителями других культур. Однако они видят лишь внешнюю красоту и эстетику чарбага, не видя и не размышляя о их символическом значении.

Известный ландшафтный дизайнер Эмма Кларк, специализирующаяся на исламских садах, автор нескольких книг и множества статей по символике чарбага, утверждает, что традиционные исламские сады ценятся за то, что представляют собой универсальное отражение теории мира и гармонии. Их красота – вне времени. Она также считает, что сады могут служить мостами между культурами и привести людей к Исламу.

Существует немало примеров людей разных вероисповеданий, чье посещение исламских садов выходит только за рамки эстетического наслаждения. Самые известные чарбаги посещают ежегодно миллионы людей. Например, это сады в дворцовом комплексе Альгамбра в Испании, Тадж-Махал и сады моголов, разбитые в Индии. Могут ли они стать поводом для межконфессионального диалога?

Красота исламского мультикультурализма

В докладе «Исламские сады Великобритании: динамика сохранения, культура и сообщество», подготовленном Софи Гиллиат-Рэй и Марком Брайантом по поручению Ассоциации ботанических садов, сказано о том, что среди экологов есть открытость к межконфессиональному диалогу и они используют в качестве основного ресурса для этого чарбаги.

Сады действительно имеют потенциал стать мостом между культурами, однако, как показало исследование, он зачастую остается неиспользованным. Большинство традиционных исламских садов в Великобритании расположено на территории ботанических парков и закрытых резиденций, что создает определенный социальный барьер.

Некоторые мусульмане посетовали на высокую стоимость посещения этих садов или их удаленность. Они хотели бы видеть их более открытыми для посетителей, чтобы они действительно могли стать мостами между вероисповеданиями, вместо того чтобы просто быть частью экзотической культуры.

Тем не менее, в Великобритании получают все более широкое распространение сады, где произрастают фрукты и овощи, и которые могут сыграть значительную роль в укреплении межконфессиональных отношений. Такие общественные сады снова завоевывают популярность среди мусульман и других людей, так как находятся рядом с жилыми кварталами и способствуют объединению. Это более естественный способ построить дружеские отношения между представителями разных конфессий.

Садоводство британских мусульман

Отличным примером такого общественного сада стала инициатива женского центра Ваппинг в Восточном Лондоне. Этот сад повышает эко-осведомленность мусульманской уммы, одновременно укрепляя взаимоотношения между людьми. К тому же, здесь проживают немало мусульман пакистанского происхождения.

Идея общественного сада родилась благодаря наблюдению: многие женщины района выращивают и хранят на балконах травы и специи, которые используют в приготовлении еды. Вначале мусульманки настороженно относились к идее выращивать что-либо в общественном саду, однако сейчас этот проект изменил жизнь общины к лучшему. К тому же, на 40% уменьшилось число отходов за счет более эффективного управления и переработки.

В другом английском городе, Манчестере, возник общественный сад под эгидой инициативной группы «Это ваш район». Он призван не только создать зеленые островки среди плотной жилой застройки, но и улучшить социальные связи, а также снизить уровень преступности.

В городе Бертоне общественный сад содействовал снижению напряженности в межконфессиональных отношениях. Спор возник из-за парковки недалеко от мечети, которая становилась переполненной во время пятничной молитвы. Мусульмане приготовили сотни корзин для пикника и пригласили жителей района на совместный отдых. Они создали дружественную среду и открыли путь конструктивному диалогу.

Сады, будь то декоративные или фруктовые, имеют огромное влияние на жизнь людей. Посещение зеленых насаждений – это прекрасное времяпрепровождение в здоровой и экологически чистой обстановке. Выращивание овощей повышает уровень осведомленности о правильном питании и проблеме загрязнения окружающей среды. А также сады помогают в объединении членов общества.

Для мусульман, в чьей истории сады играли огромнейшую роль, и сегодня крайне важно заниматься возделыванием земли, принимать участие в экологических проектах и мероприятиях по озеленению, чтобы использовать этот путь для распространения представлений о красоте Ислама.

Share.