facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Символ Иерусалима в искусстве

0

В исламском искусстве Иерусалим (Аль-Кудс) представлен как идеальный город. Для христиан это город бога, на иконах он изображается как подобие Рая. А в художественных произведениях иудаизма это город, сошедший с небес. Об этом пишет турецкая исследовательница Рейхан Мете.

Иерусалим на протяжении веков оставался священным городом для трех авраамических религий, за него проливалась кровь, его воспевали в стихах и прозе. С Иерусалимом связано чудо Мираджа Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), здесь родился и жил Иса (Иисус), построил свой храм Сулейман (Соломон). Также здесь жили, сражались и приняли мученическую смерть множество пророков.

Образ Иерусалима в христианском искусстве связан, прежде всего, с апокалипсисом. В «Откровениях Иоанна Богослова» этот святой говорит о видении сходящего с неба Иерусалима, Небесного города, которое состоится перед самым концом истории. Иллюстрируя эти откровения, художники выработали схему: нисходящий с небес Иерусалим, следующий за ним Ангел и Иоанн Богослов. В этих изображениях, которые иногда включают агнца или древо жизни, Иерусалим изображен очень простым образом – в виде плана города, окруженного стенами. Самым важным элементом здесь является Церковь Гроба Господня (могила Иисуса Христа), которая имеет большое значение для христиан.

Реальный Иерусалим в христианском искусстве отражается в негативном свете и имеет второстепенное значение по сравнению с Небесным городом. Ведь в Иерусалиме был распят Иисус. Значение этого города в полном смысле раскрывается в его небесном аспекте. Когда пала Римская империя, второй Рим, который, как считалось, простоит вечно, то христиане пережили кризис. Этому разочарованию противопоставляется подобный Раю Иерусалим, описываемый как невеста Христа. Таким образом, возникают представления о двух Иерусалимах – граде земном и граде небесном. Отражение этого представления мы можем увидеть и у Шекспира: «Мы покинем этот мир и встретимся в Иерусалиме».

В христианской Европе в Средние века Иерусалим считался центром мира. Это нашло свое отражение на картах и произведениях искусства. В эпоху Возрождения художники стали создавать картины на темы событий из жизни Иисуса. Но при этом, изображая в качестве фона Иерусалим, они рисовали городские виды, характерные для места и времени их проживания, а вовсе не реальный священный город, хотя на картине могла присутствовать и аль-Акса.

Для мусульман Иерусалим является третьим священным городом после Мекки и Медины. В первую очередь, это обуславливается тем, что с этим городом связано чудо Мираджа – Вознесения Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). В мечети Купол скалы (Куббат ас-сахра) хранится камень, который называют Хаджар аль-муаллак («подвешенный камень») – согласно преданиям, именно с этого куска скалы Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) был поднят в небо.

Мирадж был источником вдохновения для многих работ в исламском искусстве, в частности, в миниатюре. Символика миниатюр, на которых изображаются Кааба и Купол Скалы вместе, выглядит следующим образом: Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) рассказывает о чуде Мираджа, но идолопоклонники не верят ему и просят его описать Масджид аль-Акса. Ангел Джабраил в подносе показывает город Мухаммаду (САВ), чтобы он смог выполнить требование не верящих ему. На этих изображениях через город протекают реки и видны минареты османского типа. Здесь тоже не идет речь о реализме, Иерусалим в исламском искусстве представлен идеальным городом. Кроме того, в миниатюрах, изображающих Иерусалим, встречаются такие религиозные символы, как Весы Судного дня, Рай, Каусар.

Но если для иудеев и христиан сами камни города считаются священными, в Исламе нет физической святости, как в других религиях. Значение Иерусалима определяется им как мистическим местом паломничества, но он не считается священным сам по себе. Его святость, отраженная в искусстве, снова связана с чудом Мираджа.

Share.