facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Тезхиб – искусство золочения Корана

1

Держа в руках Священный Коран, вы наверняка обращали внимание на изящное оформление титульных страниц и полей, представляющее собой замысловатый геометрический или же растительный орнамент. Такой облик страниц, зародившийся среди уйгуров в Центральной Азии и потихоньку перекочевавший на Ближний Восток, в Анатолию и другие территории Османской империи, называется тезхиб (от арабского слова «зэхэб», что означает золото или золочение).

Однако при оформлении книг, альбомов, альманахов и специальных указов правителей наряду с золотом использовались и различные краски натурального происхождения. Так тезхибом стали именовать практически все виды украшения книжных страниц, тогда как техника украшения страниц одним лишь золотом получила название «халкар». Мастера смешивали растертое золото с желатином и наносили полученную смесь на специальную бумагу с помощью тонкой кисти.

Необходимо отметить, что тезхиб – это коллективный труд. Художников, занимавшихся этим искусством, называли «мюзеххиб», а их произведения – «мюзеххеб». Когда каллиграф заканчивал работу над текстом книги, он выделял края страниц золотыми или черными чернилами, или же краской красного цвета, именовавшейся «сурх». На выделенные места мастера или подмастерья буквально «вытряхивали» узор, подготовленный мюзеххибом. Затем один или два мюзеххиба завершали процесс нанесения красок. Все эти художественные процедуры проводились в специально оборудованных мастерских «наккашхане», которые существовали при дворцах различных правителей или же в ателье известных мюзеххибов.

Процесс «вытряхивания» узора происходил следующим образом: мюзеххиб наносил орнамент на бумагу, затем мастер или же подмастерья ставили эту бумагу на твердую поверхность и прокалывали узор иголками, тем самым, подготавливая трафарет. Далее трафарет помещали на поверхность, куда необходимо было нанести тезхиб и сверху посыпали угольным порошком. После этого они снимали трафарет, а из прошедшего через него угольного порошка с помощью кисти, состоящей всего из одного волоска, завершали выкладку узора.

Тезхиб обычно наносили после того, как каллиграф заканчивал работу над книгой. Это всегда заметно по изданиям: если строка выходит за поля, то орнамент тезхиба огибает эту строку. Однако существовали книги, в которых страницы были сперва оформлены тезхибом и переплетены, а уже затем был написан основной текст. Такие книги можно было узнать по наличию пустых страниц в конце книги, когда сами страницы оформлены тезхибом, но внутри нет никакого текста.

При нанесении узора или рисунка мюзеххибы не копировали природные оригиналы, а рисовали объекты так, как они их представляли. Поэтому тезхиб – это не копирование, а своеобразная стилизация под оригинал. Поскольку слепое копирование могло быть расценено как соревнование в мастерстве с Творцом, мастера тезхиба старались избегать этого и в своих работах всячески подчеркивали непревзойденность Всевышнего.

Основные узоры

В качестве основных художественных мотивов в искусстве тезхиб использовались следующие виды узоров:

— «руми» (буквально «византийский») – орнаменты, напоминающие крылья и клювы птиц;

— геометрические фигуры, в основном треугольники, шестиугольники и восьмиугольники;

— «мюнхани» (буквально «изогнутый») – различные кривые, наслаиваемые друг на друга линии;

— «хатаи» (буквально «китайский») – цветочные орнаменты;

— «саз йолу» – орнаменты, стилизованные под листья и ветки;

— «тыг» – вспомогательные орнаменты в виде крючков и завитков, толстые в основании и утончающиеся к острию.

Необходимым условием при оформлении книги тезхибом является соблюдение пропорций не только между выбранными орнаментами, но и между пустым пространством, а также в пространстве, заполненном орнаментами. Важную роль как раз и выполняли орнаменты «тыг», которые обеспечивали балансировку объектов, наносимых на бумагу. Результат должен был радовать глаз и не вызывать чувства перенасыщенности.

Эпоха Тимуридов – период расцвета искусства тезхиб

Исламское искусство художественного оформления книжных страниц имеет длительную и богатую историю, однако наибольший расцвет оно получило в эпоху Тимуридов. Традиции этой школы были продолжены и усовершенствованы ее преемниками в Османской империи. На протяжении столетий это искусство развивалось и менялось, дополняясь новыми элементами и стилями.

Известно, что Тимуриды (1370-1507) были людьми, неравнодушными к различным искусствам, поэтому при их дворцах активно строились библиотеки и наккашхане, способствовавшие расцвету книжной культуры на исламском Востоке. При поддержке и покровительстве двора в то время в Герате развиваются каллиграфия, искусство миниатюры, оформление переплетов книг и тезхиб. Появляются новые стили и прекрасные произведения, из которых складываются неповторимая гератская школа и гератский стиль в искусстве. Несомненно, одним из лидеров данного направления является мюзеххиб Хаджи Али Тебризи. В его произведениях преобладают золотые, красные и черные цвета, а также цвет бадахшанского лазурита.

Среди художественных мотивов, используемых при оформлении тезхибом, на передний план выходят «мюнхани», а живые и яркие цвета обеспечивают выразительность узора и раскрывают художественный замысел автора. Характерной особенностью гератской школы является то, что тезхиб внутренней части переплета книг в большинстве своем оформлялся в виде круга или диска.

Вторым представителем золотого века тезхиба периода Тимуридов является Камал ад-дин Бехзад, живший в эпоху султана Хусейна Байкары. Его работы считаются классикой этого искусства. К примеру, Священный Коран, который был оформлен им в 1485 году и хранится сегодня в стамбульском музее Топкапы, ярчайшим образом демонстрирует абсолютно все особенности гератской школы тезхиба.

Расцвет искусства тезхиб в Анатолии

Другим, не менее важным периодом в развитии искусства тезхиб является Сельджукский или так называемый Конийский период (1037-1326). Мюзеххибы того времени проявили мастерство в оформлении различных изданий «Маснави» – легендарного труда мусульманского поэта Джелаладдина Руми.

Оформление самого раннего издания (1278 год) принадлежит кисти Мухлиса бин Абдуллаха аль-Хинди. Данный экземпляр «Маснави» хранится в музее Мевляны в турецком городе Конья. Для данного периода характерно использование геометрических фигур в оформлении тезхибом. Однако, применялись и другие художественные мотивы, такие как «руми» и «мюнхани». Основными цветами, которые использовались в наккашхане города Конья при оформлении различных книг, являются золотой, черный, темно-синий и белый. Считается, что конийская школа тезхиба заложила основы османского стиля.

Если в книге или письме, украшенном тезхибом, явно просматриваются крупные художественные мотивы «хатаи», то можно смело утверждать, что это произведение было выполнено в Османский период (1299-1919), так как цветочные узоры являются отличительной чертой этой школы.

Особенно ярко эти черты проявились в работах Баба Наккаша, который жил и работал во времена султана Мехмеда Фатиха. Другой отличительной чертой данного периода является кажущаяся трехмерность лиственных и цветочных узоров. Мастера добивались такого эффекта с помощью техники многократного наслоения.

В работах этого периода очень часто встречались такие художественные мотивы, как «руми» и «саз йолу». Появлялись новые стили, названные в честь знаменитых мастеров – стиль Али Ускюдари, стиль Кара Меми, стиль Ахмеда Ата Эфенди и другие. Примечательно, что для стиля Ахмеда Ата Эфенди, который жил на рубеже XVIII-XIX веков, характерно смешение традиционного османского стиля и европейского рококо.

Ильханиды, Мамлюки и Сефевиды

Золотым веком искусства тезхиб в эпоху Ильханидов и Мамлюков считается XIV век. Именно этому периоду принадлежат лучшие образцы, среди которых есть различные экземпляры Священного Корана и другие книги особенно большого формата. Наиболее известными мастерами этого периода считаются Мухаммед бин Айбек бин Абдуллах, Абу Бакр (известный под псевдонимом Сандал), Мухаммад бин Мубадир, Айдогду бин Абдуллах аль-Бадри и Ибрагим аль-Амиди.

Завершая рассказ о периодах развития искусства тезхиб, необходимо особо отметить эпоху Сефевидов (1501-1736). В этот период основными центрами развития не только тезхиба, но и многих других видов мусульманского искусства были такие города как Тебриз, Казвин, Шираз и Исфахан. Характерной особенностью этого периода является совместное применение техники тезхиба и миниатюры при оформлении одного произведения.

Отличием периода Сефевидов стала личная подпись мюзеххиба, которая ставилась на самом видном месте узора. Среди самых знаменитых и известных мюзеххибов этого периода можно назвать таких мастеров как Рузбихан Мюзеххиб, Наккаш Бикзад Ибрахими и Абдуллах Ширази.

Булат Ногманов

Share.