facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Великий мусульманский поэт Д. Руми

1

Великий исламский учёный и суфий Мухаммад Джалала-д-Дин больше известен под именем Мавляна. Это имя, означающее «Наш господин», он получил, будучи в Конье, когда начал давать свои первые уроки. Он также известен под прозвищем Руми. Так называлась в свое время Конья – Дияр-и Рум.  

 

     Родился Мавляна 30 сентября 1207 года (6 Рабиу-ль-Авваль в 604 г. по Хиджре) в Балхе – древнем тюркском культурном центре, ныне расположенном на территории Афганистана. Его матерью была дочь Амира Балха Мумина Хатун, а отцом – Мухаммад Бахаэ-д-Дин Валяд, вошедший в историю под прозвищем «Повелитель учёных».

Исторические источники отмечают отношение рода Бахаэ-д-Дина Валяда как к генеалогии праведного внука Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) Хусейна (радыяллаху анху), так и благочестивого Абу Бакра (радыяллаху анху).

     Бахаэ-д-Дин Валяд оставил след великого учёного своего времени. После нашествия монголов Мухаммаду Бахаэ-д-Дину пришлось со всеми членами своей семьи и ближайшими друзьями выехать из захваченного города и после совершения Хаджа, побывав в Шаме, Малатии и Карамане, осесть со своей семьёй в Анатолии, в Конье. Пребывая в Карамане в 1225 году, Мавляна, как потомок благородного рода, берёт в жёны дочь Хаджи Сарафа-д-Дина Лалы из самаркандского рода Гевхер. После смерти в 1231 году своего отца Мавляна принимает его просветительские обязанности на себя, и, пребывая в Коньи вплоть до своей кончины, за исключением нескольких поездок, совершённых с целью обучения и дружеских посещений, наставляет в обители дервишей людей в знании, науке и истине.

 

Учителя и друзья Мавляны

Его первым учителем стал отец Бахаэ-д-Дин Валяд. Затем Мавляна получал уроки и воспитание у Саида Бурхана-д-Дина – ученика его отца, учёного и благочестивого верующего человека, прибывшего в 1232 г. в Конью. Чтобы расширить свои познания в науке, он с разрешения своего учителя Саида Бурхана-д-Дина отправляется в Халеп и Шам, и там на протяжении 7 лет берёт уроки по фикху, тафсиру и другим исламским наукам. В это время через переписку он налаживает связь с учёными Шама, из которых один по имени Шамс-и Табризи в 1244 г. приезжает в Конью. На тот период Шамсу было 60, а Мавляне 37 лет. Отойдя от всего земного, эти два истинных раба Аллаха, полностью посвятив себя Великому Создателю, проводили беседы, наполненные божественным вдохновением. Дружба и беседы Шамса оказали сильное влияние на жизнь и труды Мавляны. Шамс был удручён тем, что некоторые не терпели его искренней дружбы с Мавляной, и, несмотря на уговоры, Шамс возвращается в Шам. Затем по приглашению своего друга он вновь возвращается в Конью, где недолго пребывая, без всяких на то извещений о своём намерении больше не возвращаться, в 1248 г. покидает Конью. Мавляна 2 раза отправлялся в Шам на поиски своего друга, но так его и не находил. Другом Мавляны также был Шейх Саляха-д-Дин, один из учеников Саида Бурхана-д-Дина, который присутствовал и на уроках Шамса. Отношения с ним Мавляны были не только духовными и дружескими, но превратились и в родственные, когда Мавляна взял в жёны дочь Саида Фатму Хатун, плодом брака которых стал сын Султан Валяд. Одним из значимых друзей для Мавляны был Челеби Хусама-д-Дин. Он был из семьи переселенцев. Своё прозвище Челеби он получил от Мавляны. Челеби, оказывая ему различную помощь и проходя у него обучение, становится на путь духовного развития, проведя с ним 15 лет и присутствуя на каждой его беседе. После чего он 9 лет своей жизни провел в уединении.

 

Кончина, наставления и

высказывания Мавляны

 

Когда распространились слухи о болезни Мавляны, люди начали прибывать со всех сторон, желая получить благословение от совершаемых им дуа, которые, к тому же могли способствовать и его выздоровлению. Однажды Мавляна обратился к пришедшим: «Я вас каждого отдельно и всех вместе наставляю бояться Аллаха; избегать чревоугодия, долгого сна и пустых разговоров;  ограждать себя от всего грешного; постоянно пребывать в посте и молитве; подавлять свою похоть; избегать притеснения простолюдинов и умственно отсталых; находиться в окружении праведных людей. От творящих благое исходит польза для людей. Суть же благого слова исходит от краткости. Вся слава принадлежит лишь Аллаху. Пусть будет мир всем уверовавшим в единого Бога». Мавляна ушёл из жизни в полном  расцвете своих сил поздним вечером в понедельник 5-го Джумада ас-Сани 672 г. по Хиджре (17 декабря 1273 г.от р.х.). На похороны пришли все жители Коньи, как верующие, так и не верующие. Пришли проводить Мавляну в последний путь и люди из более отдалённых краёв. Ибо он являлся светом истины, озаряющим людей своим добром и справедливостью. Как солнце ласкает своими лучами каждую пядь земной поверхности, так и Мавляна своим внутренним светом освещал каждого человека.

 

Произведения Мавляны

 

1. «Маснави». «Маснави», входя в разряд классических восточных произведений стихотворного искусства, относится также к шедеврам исламского искусства суфиев. Это великое произведение было написано по настоятельной просьбе Челеби Хусама-д-Дина. Мавляна слагал стихи прогуливаясь, стоя и даже во время обряда «сема» (обряд кружения вокруг собственной оси, во время которого приверженцы мавлавийского тариката входят в особое духовное состояние), в то время как Челеби их записывал. После этого он громким голосом все их зачитывал Мавляне. Законченный том вновь внимательно просматривался, упорядочивался и снова зачитывался. Таким образом сочинение, писавшееся на протяжении 1259-1261 г.г., к 1264-1268 г.г. было полностью упорядочено. «Маснави» является произведением, написанным на персидском языке и подкрепленным 168-ю хадисами и 150-ю аятами Корана. Сегодня в Музее Мавляны хранится самая старая копия «Маснави», датированная 1278 годом, которая состоит из 25618 байтов и аккуратно выверена его сыном Султаном Валядом и писцом Челеби Хусама-д-Дином. На страницах своего 6-ти томного произведения Мавляна изложил суфийскую мысль и размышления.

2. «Диван-и Кабир» переводится как «Великое Сочинение». Этот сборник стихов объединяет все темы, присутствующие в творчестве Мавляны. Произведения сборника написаны в основном на персидском языке, но есть и те, которые написаны на арабском, турецком и латинском языках. Те из байтов «Диван-и Кабира», которые были посвящены Шамсу, были выделены в отдельный раздел, получив название «Диван-и Шамс».

3. «Мактубат». Это произведение содержит наставления Мавляны, посвящённые в первую очередь правителям Сельчуков, а затем и последующим поколениям, оформленные в виде вопросов и ответов на них, которые входили в 147 отдельных посланий (мактубов).

4. «Фихи ма фих». Это произведение представляет собой записи бесед, проводимые Мавляной и собранные его сыном Султаном Валядом. Сюда же входит произведение под названием «Маджалис-и Сабаа», состоящее ещё из 7 бесед.

Как сообщают некоторые источники, в произведениях Мавляны, кроме известных уже персидского, турецкого и арабского языков, был применяем и греческий с английским.

Share.