Первые известные нам научные исследования в области эмбриологии были выполнены древними греками ещё в начале 5-го века до н. э. Вплоть до 16-го века западные учёные придерживались убеждения Аристотеля в том, что эмбрион развивается из сгустка крови и семени. Великий мусульманский учёный Ибн Хаджар аль-Аскалани (773-852 гг. по хиджре; 14-й век н.э.) в книге Фатх аль-Бари писал: «Анатомы полагают, что зародыш возникает из менструальной крови женщины, однако священные тексты Ислама отвергают и опровергают эти идеи».
Изобретение Левенгуком микроскопа в 1673 г. дало новый толчок развитию эмбриологии, ибо в семенной жидкости были обнаружены сперматозоиды. В 1694 г. появилось утверждение, что в сперматозоиде находится человеческое существо микроскопических размеров – гомункулус.
В связи с этим участие женщины в развитии человека было признано минимальным. Тот факт, что для зачатия необходимы сперма и яйцеклетка, оставался неизвестным до 18-го века. С конца 19-го века начали предприниматься попытки классифицировать зародыши человека в соответствии со стадиями развития. Только в 1973 г. О’Рахилли смог разработать точную систему для классификации зародышей человека, особенно в первые три недели развития. Эти так называемые стадии Карнеги, основанные на разных характеристиках процесса развития и морфологических критериях, получили международное признание.
До недавнего времени не было достаточно широко известно, что Коран и Сунна пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) содержат множество указаний, касающихся стадий развития человека. Эти указания не были достаточно поняты, поскольку они относились к таким деталям процесса развития, которые прежде науке были неизвестны.
В Священном Коране указана не только последовательность событий, связанных с развитием зародыша и плода, но и обозначены сроки наступления этих событий: стадия капли (нутфа), стадия формирования (хальк), стадия роста (наш’а).
Стадия капли Сура 86, «Тарик», аяты 5 – 6: «Пусть же посмотрит человек, из чего он создан! Создан из воды изливающейся» («ат-Тарик», 86 / 5-6 ). Известно, что мужчина извергает семенную жидкость. Грамматический анализ арабского глагола, соответствующего слову «изливающийся», свидетельствует, что слово в приведённом утверждении из Корана указывает на активный характер процесса извержения, то есть на то, что извергаемая жидкость подвижна. Современная наука доказала, что сперматозоиды обладают подвижностью и достаточной активностью. Подобное извержение происходит и в организме женщины, когда яйцеклетка попадает в фаллопиеву трубу и продвигается по ней. Об участии мужской и женской жидкостей в процессе оплодотворения упомянул посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Когда иудей задал пророку вопрос: «О Мухаммад, из чего создан человек?», Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ответил: «О иудей, он создан из обеих – из мужской и женской – жидкостей» (Ахмад).
Всевышний сказал: «Потом Он (Господь) произвел потомство его из жидкости (сулала), из простой воды» (Сура «ас-Саджда», 32/8). Термин «сулала» относится к процессу отбора основной субстанции из жидкости, которая выделяется у мужчин и женщин. Таким образом, создание человека из двух жидкостей происходит путём особого отбора. Из фолликулярной жидкости выделяется яйцеклетка, а из многих миллионов сперматозоидов семенной жидкости – один-единственный сперматозоид. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Не из всякой жидкости рождается плод» (хадис передал имам Муслим). Во-первых, перед оплодотворением семенная жидкость подвергается тонкому отбору; а во-вторых, для зачатия количество сперматозоидов в семени мужчины должно быть не менее 20 млн./ см2.
О последующей фазе Всевышний сказал: «Мы создали человека из капли смеси (нутфат-у-амшадж)» (Сура «аль-Инсан», 76/2). Оплодотворённая яйцеклетка, или зигота, принимает форму капли – нутфат-у-амшадж – и представляет собой многокомпонентную систему, сложенную из хромосом и других составляющих сперматозоида и яйцеклетки. В процессе развития зиготы происходит деление клеток зародыша, называемых бластомерами. Через четыре дня после оплодотворения они образуют скопление клеток сферической формы – морулу. На пятый день после оплодотворения по мере разделения на две части клеток, составляющих морулу, из неё формируется многоклеточное образование – бластула.
О четвертой фазе – Кадир (Предопределение) – Всевышний сказал: «Из чего Он его создал? – Из капли (нутфа)! Создал его и предопределил (программу его будущего развития)» (Сура «Абаса», 80/18-19). В раннем периоде формирования, нутфат-у-амшадж, хромосомы обоих родителей смешиваются и образуют диплоидные пары. Такая комбинация генов определяет характер развития ребёнка, а также его пол.
Пятая фаза – имплантация. Всевышний сказал: «Ваши жёны – нива (харс) для вас; ходите на вашу ниву, когда пожелаете» (Сура «аль-Бакара», 2/222). Понятие нива (харс) связано со вспашкой почвы. Последний этап стадии нутфа начинается с имплантации бластулы и называется «харс». Этот процесс подобен возделыванию почвы, а выстилка матки – почве, в которой развивается семя.
О том, как развивается эмбрион
Первая фаза. Период формирования начинается, когда эмбрион приобретает форму алака. Эмбрион вытягивается до тех пор, пока не приобретает вид, напоминающий пиявку. Зародыш окружён амниотической жидкостью подобно тому, как пиявка окружена водой. На этой стадии эмбрион обладает примитивной системой кровообращения и нервной системой. Другое значение слова «алака» – «подобный сгустку крови». К концу третьей недели развития в зародыше начинает циркулировать кровь, в результате чего эмбрион приобретает вид кровяного сгустка, хотя кровь его и остаётся жидкой.
Вторая фаза. На 24-25 день завершается стадия «алака». Переход от стадии «алака» к стадии «мудга» совершается очень быстро. Она начинается на 26-27 день. Слово «мудга» означает кусочек, который был разжёван. На этой стадии, после формирования эмбриона и плаценты, процесс роста ускоряется и появляются участки тела, называемые сомитами, из которых будут формироваться кости и мышцы. По мере формирования сомитов часть внутренних элементов подвергается дифференцировке в зачаточные органы, а другая часть остаётся недифференцированной, что нашло отражение в Коране: «…потом из куска мяса (мудга), сформированного и бесформенного…» (Сура «аль-Хадж», 22/5).
Третья фаза. В Коране процесс развития эмбриона в этот период описывается следующим образом: « (Господь), который сотворил тебя, затем выровнял и затем соразмерил» (Сура «аль-Инфитар», 82/7). По окончании стадии «мудга» зародыш имеет хрящевой скелет. Первичные центры оссификации появляются на 7-й неделе. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Когда минуют 42 ночи со времени нутфа (времени зачатия), Аллах посылает к нему ангела, который придаёт ему форму и создаёт уши, глаза, кожу, мышцы и кости… » (Муслим). До 42-го дня довольно трудно отличить внешний вид эмбриона человека от эмбрионов животных, но в этот период он приобретает присущий ему облик.
В течение этого периода эмбрион распрямляется, и формируются органы, обеспечивающие жизнедеятельность плода.
Четвертая фаза. Ляхм («мясо»). Всевышний сказал: «…создали из этого куска кости и облекли кости мясом… » (Сура «аль-Муминун», 23/14).
Несмотря на то, что примитивные мышечные клетки располагаются в непосредственной близости от развивающихся костей, формирование прикреплений мышц происходит после того, как начался процесс оссификации средних и концевых фрагментов костей. Наряду с облечением костей мясом в эту фазу продолжается выпрямление тела. Именно в это время (7-8 недели) начинается дифференцировка гонад половых желёз и формирование яичек и яичников, что также отражено Коране.
Фазы роста плода
На 9-ой неделе начинается период внутриутробного развития плода, начало которого чётко отражено в Коране: «…потом Мы вырастили его новым, другим творением…» (Сура «аль-Муминун», 23/14). Ко всем предыдущим стадиям эмбрионального развития относился глагол «халакна» («мы создали», «мы изменили»), однако начало нового периода выделяется глаголом «анша’наху» («дать начало», «вырастить», «увеличить»). На стадии наш’а проявляются следующие особенности:
а) после 12-ой недели значительно ускоряется рост плода, на что и указывает глагол анша’наху;
б) формируются конечности; соотношение размеров головы, тела и конечностей становится более пропорциональным, кожа покрывается пушком, происходит дифференциация наружных половых органов, закладка поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры, в это время у плода появляются координированные рефлексы и движения, происходит и ряд других изменений, которые подтверждают, что зародыш превращается в другое творение – плод, что и подчёркнуто в Коране;
в) ангел вдыхает в зародыш душу. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «У каждого из вас все составляющие вашего творения собираются вместе в утробе вашей матери к 40 дню. Затем он столько же пребывает в виде сгустка крови и столько же – в виде разжёванного куска. После этого к нему посылается ангел, который вдыхает в него душу. Ему даны четыре указания: записать его удел, срок, деяния и будет ли он несчастным или счастливым» (Бухари, Муслим).
Природа души находится вне сферы естественных наук и ещё не понята человечеством. Всевышний сказал: «Они спрашивают тебя о душе. Скажи: Душа (приходит) от повеления Господа моего. Даровано вам знания лишь немного» (Сура «аль-Исра», 17/85).
Таким образом, термины, встречающиеся в Коране, весьма точно описывают разные процессы, происходящие с эмбрионом и плодом. Использованные слова просты, понятны и согласуются с представлениями современной эмбриологии. Подобные научные данные не могли быть известны простому человеку в 7 веке. Как мусульманам, так и немусульманам понятно, что они могли быть открыты пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям) только Господом миров, Которому известно все – не только о нашем развитии, но и о наших деяниях и мыслях.
Статья подготовлена по материалам книги Абд аль-Маджид аз-Зиндани, Доктора Кейт Мура, Мустафы Ахмада «Коран и современная наука. Сравнительное исследование».