facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Имам. Каким он должен быть?

0

Человека, за которым следуют, называют имамом. В Коране повелевается: «Мы поставили их вождями, которые по Нашему велению ведут [людей] на прямой путь. Мы также внушили им через Откровение, чтобы они вершили добрые дела, совершали обрядовую молитву, давали закят. И они поклонялись нам» (Сура «аль-Анбия», 21 / 73).

 

Существует два типа имамов: правитель исламского государства и руководитель намаза. Первый наделён властью и обладает большими полномочиями, которые позволяют ему вершить судьбы людей и управлять страной. По другому определению имам — наместник Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и является правителем государства как в религиозных, так и мирских аспектах общественной жизни. Известный историк и социолог аль-Маверди сказал: «Имам — это должность, которая вменяет в обязанности халифа Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), защиту религии и управление мирскими делами» (Аль-Маверди, «Аль-Ахкамус султания», стр. 3).  Вершить дела государственные имам имеет полномочия только в исламском государстве. Мы поговорим об  имамах мечетей.

Каким же должен быть имам —  руководитель намаза?

Чтобы выполнять эти обязанности, кандидат должен соответствовать ряду условий: быть мусульманином, умственно полноценным, совершеннолетним, представителем мужского пола, обладать знаниями и поступать по справедливости. К имаму предъявляются следующие требования:

1. Быть мусульманином

Все исламские учёные единодушны, что неверующий не может быть имамом. Если вероубеждение человека, руководившего намазом, прояснится после выполнения богослужения, всей общине следует совершить эту молитву заново.

2. Находиться в здравом уме

Недействителен намаз, совершенный за душевнобольным, так как молитва умалишённого не засчитывается. Если же потеря контроля над собой происходит время от времени, то действительны только те намазы, что совершены в нормальном состоянии. Но выполнение богослужения за человеком, склонным к приступам, является макрух. Также человек в состоянии опьянения похож на сумасшедшего, поэтому недействителен его намаз и молитва тех, кто выполнял богослужение за ним.

3. Достичь совершеннолетия

По мнению большинства ханафитов, не достигшему совершеннолетия ребёнку запрещается руководить фард или нафиль намазом взрослых. В свою очередь, маликиты и ханбалиты утверждают, что детям нельзя быть имамом только при фард намазах. Несовершеннолетнему мальчику разрешено быть имамом только при намазах кусуф, совершаемых при солнечном затмении, и таравих. Шафииты считают, что взрослым людям допустимо совершать богослужения за мальчиком не младше семи лет, ибо известны слова Амра бин Салямы (радыяллаху анху): «Во времена Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) я был имамом при выполнении намаза, хотя мне было семь лет» (Аш-Шавкани, «Найлуль-Автар», 3 / 165).

4. Быть представителем мужского пола

Нежелательно совершение молитвы группой женщин, без мужчин, даже намаза таравих. Если мусульманки пожелают совершить коллективный намаз, то руководящая намазом женщина должна стоять в одном ряду с остальными верующими и ни в коем случае не выходить вперёд. Но так как намаз-джаназа не повторяется, женщины могут совершить его группой.

Вывод о нежелательности совершения женщинами коллективного намаза сделан из хадиса: «Лучше всего, если мусульманка совершает намазы у себя дома, чем вне дома. Совершение богослужения во внутренних покоях гораздо лучше, чем в других комнатах» (Абу Давуд, «Салят», 53, 199).

Также не допускается чтение азана женщинами, так как он предназначен для призыва к намазу. Если бы коллективный намаз для мусульманок не считался макрух, то и чтение азана было бы позволительным. Но допускается посещать мечети, если данная ситуация не приведет к фитне и женщины будут чувствовать себя в полной безопасности.

Для мусульманина является макрух руководство намазом в доме, где нет других мужчин, его сестры или супруги. Нежелательность объясняется запретом Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) мужчинам оставаться наедине с чужими женщинами. Кроме того, из-за наущений шайтана могут возникнуть различные нежелательные ситуации (Аль-Майдани, «Аль-Любаб», 1 / 82; Ибн Абидин, 1 / 528; Зайлаи, «Тыбьянул-хакаик», 1 / 13).

5. Находиться в состоянии ритуальной чистоты

Недействительно руководство намазом у имама, который не совершил вуду или на теле или одежде которого есть наджаса. По мнению большинства факихов, богослужение становится батыл (не соответствующим) независимо оттого, знает о загрязнении имам или нет. Если имам поймет, что руководил намазом без вуду, то ему необходимо по возможности сообщить об этом общине. Однако некоторые алимы считают, что не стоит информировать джамаат.

6. Имам не должен следовать за другим имамом

После того как масбук (тот, кто присоединился к общине позже) последовал за имамом и начал выполнять пропущенные ракааты, никто не может следовать за ним. Ибо этот человек совершает намаз за другим и при такбиру ифтитах сделал намерение следовать за имамом (Ибн Хумам, «Фатхуль-Кадир», 1 / 277).

7. Быть физически здоровым

По мнению ханафитов и ханбалитов, у имама не должно быть физических недомоганий: постоянных кровотечений из носа, метеоризма, недержания мочи и подобных. Человек, страдающий такими заболеваниями, может быть имамом только для людей, подверженных аналогичным недугам. Необходимо учесть, что у имама и у следующих за ним людей заболевания должны быть одинаковыми. Однажды Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) в дождливый день руководил намазом мусульман и выполнял его путём има (глазами) (Тирмизи, «Мавакыт», 176; Ахмад ибн Ханбаль, 5 / 174; Ибн Абидин, 1 / 541).

Если заболевания имама и людей различны, то их намазы будут недействительны. Например, имам, страдающий недержанием мочи, может руководить намазом только для тех, кто страдает таким же расстройством. Но если имам ещё имеет метеоризм, то человек, подверженный только одному заболеванию, не может возложить на него свой намаз, так как у имама два недостатка, а у того, кто следует за ним, — всего один.

По мнению шафиитов, если имам страдает таким заболеванием, которое не приводит к повторному чтению намаза, он имеет полное право руководить богослужениями здоровых людей (Ибн Абидин, 1 / 541; Аз-Зухайли, 2 / 179).

8. Иметь правильное произношение

Имам должен иметь правильно поставленную речь и чётко выговаривать все звуки арабского языка. Например, человек, страдающий дефектом речи, не имеет права руководить намазом, так как в этих случаях между имамом и общиной нет единства.

Самым достойным кандидатом на должность имама является тот, кто хорошо знает все условия и предписания, касающиеся намаза. Но если претенденты обладают одинаковыми достоинствами, то при выборе нужно учитывать следующие критерии:

1) Имам обязан избегать совершения запретных поступков и грубых ошибок, а также знать наизусть столько аятов Корана, сколько требуется для действительности богослужения. Наиболее достойным является тот, кто лучше знает все положения фикха, касающиеся намаза.

2) Кандидат должен обладать хорошим кыраатом (чтение с таджвидом), ибо Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) повелел: «Кто лучше остальных знает книгу Аллаха, тот будет имамом джамаата. Если же они одинаково хорошо читают, то имамом становится тот, кто хорошо знает Сунну» (Зайлай, «Насбур Рае», 2 / 24).

3) При выборе имама предпочтение отдаётся самому благочестивому — тому, кто больше других остерегается сомнительного. Признаки благочестия — избегание харама, макруха и всего сомнительного. Благочестивый человек тщательно соблюдает фарды, ваджибы, Сунну и мустахабы. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Если вы желаете, чтобы ваши намазы были приняты Аллахом, пусть имамами будут учёные, ибо они являются вестниками между Аллахом и вами». Этот хадис также приведён в сборнике Табарани «Муджам» и имама Хакима. Однако последний передал: «Пусть имамом будет самый лучший из вас» (Зайлаи, «Насбур-Рае», 2/26).

4) Наиболее достоин должности имама старший по возрасту, так как пожилые люди более богобоязненны. Они поспособствуют увеличению джамаата, так как Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал ибн Абу Мулайке (радыяллаху анху): «Пусть самый старший из вас будет имамом!» (Бухари, «Азан», 17, 18, 49, 140; «Джихад», 34; «Адаб», 27; Муслим, «Масаджид», 292, 293; Ибн Маджа, «Икама», 46).

5) Предпочтение отдаётся человеку, который обладает прекрасным характером и легко находит общий язык с людьми. Но если в этом кандидаты равны между собой, то предпочтение отдаётся обладателю приятной внешности. Данный критерий объясняется тем, что у постоянно совершающего ночной намаз тахаджуд человека светлый лик и благородная внешность.

6) При выборе имама преимущество у тех, кто имеет хорошую родословную, прекрасный голос, а также опрятно и чисто одевается. Но если и в этом кандидаты равны, то между ними бросают жребий.

Если при коллективном намазе присутствует глава исламского государства, то руководство намазом передают ему. Если его нет, то руководителю края, затем главному судье и далее по нисходящей линии — до хозяина дома. Данное правило остаётся в силе даже в том случае, если хозяин дома арендует жильё.

Кроме того, предпочтение отдаётся хозяину дома или назначенному имаму мечети, даже если они не подходят под вышеизложенные критерии. Человек, пожелавший стать имамом в чужом доме, может встать во главе молящихся только после разрешения хозяина жилья. Также гостю необходимо спросить разрешение совершить намаз в чужом доме (Аль-Касани, 1 / 157; Ибн Хумам, 1 / 245, 248; Аль-Майдани, «Аль-Любаб», 1 / 81; Ибн Абидин, 1 / 520—522).

Все эти предписания свидетельствуют о значимости должности имама. Поэтому столь почетную обязанность исполняли четыре праведных халифа и благочестивые правители, руководившие исламским государством.

Share.