facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Истинное счастье в вере

0

Истинное счастье – в поклонении Аллаху и подчинении Eго законам, в отсутствии противоречий между желаниями и разумом, в превосходстве веры (имана) над страстями и прихотями. Всё, что остаётся вне этого, не может расцениваться как счастье. Это лишь временное удовлетворение желаний, подобное играм света и тени, когда солнце иногда ненадолго показывается из-за туч и снова прячется за ними.

Рассмотрим некоторые качества, которыми обладают живые существа в этом мире. Если бы физические особенности были мерой счастья, то благодаря высокому росту или внушительным размерам в природе было бы немало живых существ, намного более счастливых, чем человек. Если бы критериями счастья были цвета, узоры и внешняя красота, — самыми счастливыми существами были бы цветы. Если бы такими критериями были сила и храбрость, то необходимо было бы признать превосходство многих животных перед человеком. Нетрудно заметить, что человек со свойственной ему природой (фытрат) способен обрести счастье, обладая качествами, из всех живых существ присущими только ему одному. Эти качества: вера, высокая нравственность, взаимопомощь, умение жертвовать собой во имя блага другого. Пророки, посланные Аллахом людям в качестве проводников, рассказывают о сущности этих особенностей и рекомендуют жить в соответствии с ними. В суре «Шамс» указано, что эти особенности человек может обрести посредством воспитания нафса.

Полное обретение человеком свойственных его природе качеств рождает в нём желание истинного счастья. Оно притягивает людей с той же силой, с какой магнит — железные крошки. Люди, у которых не нарушено истинное  естество, стремятся достичь этого чувства под руководством чистых проводников, избираемых Аллахом. Такие люди знают, что величайшее счастье возможно только при развитии веры и нравственных качеств. Размышляющий человек очень хорошо понимает, что этот мир и счастье, которое способны дать его блага, недостаточны для полного удовлетворения и далеки от истины. При этом размышляющий человек испытывает уважение, любовь и близость по отношению к тем людям, котрые достигли истинного счастья или приблизились к нему. Общие критерии счастья (высокая нравственность и зрелая вера), усваиваемые людьми во все времена и в любой точке земного шара, являются врождёнными качествами человека, свойственными его природе.

Отличия между людьми в восприятии счастья

Черты характера проявляются в людях по-разному. Например, некоторые лишены определённых качеств и никогда не смогут обрести их. Потому что от рождения обладают контрастными качествами. Часть людей лишена некоторых особенностей, но обладает предпосылками для обретения их. Пример, словесные наставления и личное усердие помогают им в этом. Кто-то приходит в этот мир, уже обладая определёнными качествами, но они не проявляются в образе жизни человека. Они обнаруживаются в критических ситуациях, то есть, у некоторых людей эти качества пробуждаются, когда срабатывает сигнальная система. Часть людей обладает определёнными качествами от рождения, которые проявляются в полной мере. Такие люди не испытывают трудностей в критических ситуациях, а также становятся лидерами в социуме и примерами для окружающих.

Возможность обретения истинного счастья – одно из таких качеств. Некоторые люди с первого взгляда кажутся лишёнными веры, но при желании и благодаря усердию, стремлению к знаниям они могут обрести истинное счастье. Такие люди нуждаются в пророках и следовании Сунне. И в некоторых заметны прекрасные проявления веры (имана). Но, для того, чтобы эти проявления веры, а значит и истинное счастье, были постоянными, необходимо, чтобы именно вера становилась мотивом поступков. Подобные люди остро нуждаются в примере лидеров (пророков и аулия) и их наставлениях.

Последняя группа людей, среди которых пророки, их сподвижники и аулия, обладают высшими проявлениями веры и нравственности. Соответственно, все они достигли истинного счастья. Их внутренний мир чист и лишён всяких изъянов и недостатков. Чтобы походить на них и хоть немного приблизиться к ним, необходимо внимать их призыву и наставлениям, следовать их поступкам и поведению.

*Известный алим Ислама имам Валиуллах ад-Дехлеви (1704 – 1762гг.) родился в индийском городе Музаффарабад. Его род по отцовской линии восходил к потомкам благочестивого Умара (радыяллаху анху). Путь знаний и духовного развития Валиуллаха ад-Дехлеви начался в семейном кругу: его первым учителем был отец — шейх Абдуррахман. Получив серьёзное и успешное образование в известных медресе того времени, имам Валиуллах преподавал в делийском медресе Рахимийе, в священных для мусульман городах — Мекке и Медине. Алим был дружен с имамом Раббани. В Индии его имя ценилось на ряду с именем имама Газали. Его труды были переведены на многие языки мира.

Share.