facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Иудеи и мусульмане: как уменьшить напряжение?

0

Этот год не стал простым для взаимоотношений между мусульманами и евреями. Израильско-палестинский мирный процесс под угрозой срыва, СМИ полны апокалиптических заявлений относительно иранской ядерной программы, идет полемика вокруг создания исламского центра в Израиле. Куда ни глянь, разрыв между мусульманами и евреями продолжает увеличиваться.

В течение двух последних лет я имел уникальную возможность наблюдать взаимоотношения между двумя общинами. Как сотрудник исследовательской группы Американского университета, я посетил свыше 100 мечетей в 75 городах США, собирая материалы для книги «Путешествие в Америку: призыв Ислама». Мы провели сотни часов, разговаривая с мусульманами, выражающими свое мнение об евреях, а также посетили синагоги и Иудейскую теологическую семинарию в Нью-Йорке, общаясь с евреями относительно мусульман.

В то время как мы видели реальные усилия, предпринимаемые обеими сторонами для сокращения разрыва, например, еврей, занимающий пост вице-мэра в Чикаго назвал улицу в честь имама, и проповеди мусульманского духовенства, однако отношения до сих пор остаются чрезвычайно натянутыми. Многие мусульмане говорили, что чувствуют негатив со стороны евреев по отношению к Исламу, упоминая палестинский конфликт. В то время как евреям угрожают не только мусульманские страны, например, Иран, но они также чувствуют негатив от самой религии Ислам. Однако многие евреи и мусульмане признались, что лично не встречались с представителями иной веры. Это отсутствие общения таит опасность и может привести к недопониманию, недоверию и ненависти.

Единственное решение этой проблемы – взаимодействие, обмен идеями и исследование различных мнений. Профессор Акбар Ахмед, который был включени в диалог между евреями и мусульманами в течение почти трех недель, стал хорошим примером взаимодействия людей двух конфессий. В синагоге штата Мэриленд он оказался первым мусульманином, который обратился к собранию иудеев.

В этой речи, прочитанной с кафедры, где лежили свитки Торы, в окружении свыше 300 консервативных иудеев, профессор Ахмед обсудил значительные богословские сходства между двумя конфессиями, оценил трудности, с которыми сталкиваются общины, и предложил пути поиска компромисса.

Он обсуждал связи между общинами и рассказал о еврейке — супруге Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), а также напомнил о том, что он назвал евреев вместе с христианами «людьми Писания». В этом контексте мусульмане не могут быть антисемитами, несмотря на реплики людей, которые пытаются утверждать обратное.

Профессор Ахмед цитировал своего друга и преподавателя Принстонского университета Бернарда Льюиса, который писал о правах евреев в мусульманских обществах. Например, в Османской империи иудеи могли жить по собственным законам. Далеко не многие знают, что несколько османских султанов в XIX веке выпустили прокламации, осуждающие антисемитские выступления и подтверждающие свободу вероисповедания для евреев. Об этом нужно помнить в современном мире.

Профессор Ахмед ответил на многие распространенные вопросы иудеев об Исламе, включая легенду о том, что верующие должны умереть ради 72 девственниц. Он рассказал, что нигде в Коране не фигурирует эта история, и попытался искоренить ложное представление о том, что Ислам – это жестокая религия.

Профессор Ахмед также обратился к наиболее часто задаваемому вопросу об умеренности. Он рассказал, что в мусульманском мире существует напряженность, а члены семьи его супруги были убиты боевиками в Пакистане. Если евреи не будут рассматривать Ислам как угрозу, то смогут помочь улучшить положение в мире, добавил он.

Он утверждал, что это понимание также в интересах Израиля. Сейчас численность мусульманского населения достигла 1,5 миллиардов человек, что составляет четверть жителей планеты. 57 стран являются мусульманскими. В противоположность этому, число евреев равняется 13 миллионам, 7 из которых живут в Израиле. По оценкам демографов, количество мусульман может резко увеличиться к середине столетия, и становится ясно, что снижение напряженности в международных отношениях важно для Израиля, который находится в окружении арабских государств.

Реакция на выступление профессора Ахмеда была очень позитивной. Я мог видеть, как многие слушатели кивали головой. Были трогательный момент, когда он обсуждал трудности, с которыми сталкиваются молодые американские мусульмане, а еврейский мужчина в ермолке обнял своего сына-подростка. После этого состоялось несколько дискуссий, включая раввина Уильяма Рудольфа, который тепло принял нас и поблагодарил профессора Ахмеда за «мужество», а также попросил его разработать курс по продвижению еврейско-мусульманского диалога.

Я мог наблюдать своими глазами, как дело сдвинулось с мертвой точки. Интонации в этом разговоре о глобальных проблемах поменялись. Это был исторический шаг в построении моста между двумя религиозными группами, которые, по словам профессора Ахмеда, являются вопросами «жизни и смерти».

Несмотря на сохраняющуюся мрачность заголовков СМИ, я вижу надежду в опыте подобных встреч в синагоге Бет-Эль и с еврейскими миротворцами, такими как Иудея Перл, что отправляется вместе с профессором Ахмедом в турне ради пропаганды межконфессионального диалога. Также сформирована новая организация для поддержки и защиты мечетей в Америке.

Прочные взаимоотношения между евреями и мусульманами необходимы не только для самих общин, но и для Соединенных штатов. Америка является идеальным местом для межконфессионального диалога и может оказать влияние в деле укрепления мира на Ближнем Востоке, помогая сблизить представителей авраамических религий.

(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)

Share.