facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Какая монета упомянута в Коране?

0

В Средневековье динар был международной валютой. Слово «динар» происходит от названия римской серебряной монеты dēnārius. В доисламские времена арабские племена, торговавшие с Сирией, были знакомы с византийской золотой монетой, которую называли nomisma, besante, denarion xriseon или denarius aureus.

Она была в ходу и в Мекке. В арабском языке за ней закрепилось наименование динар, которое, в том числе, упоминается и в Коране: «Среди людей Писания есть такие, которые, если ты доверишь им [хоть] кинтар, вернут его тебе. И есть средь них такие, которые, если ты доверишь им динар, не вернут тебе его, даже если ты будешь стоять у них над душой. Поступая так, они говорят: «Что за дело нам до этих невежд?» Вот так они заведомо возводят на Аллаха напраслину» (Сура «Али Имран», 3 / 75).

Впоследствии в исламском мире стали так именовать любые золотые монеты, даже если они и отличались от классического динара. После распространения Ислама византийский динар все так же был в ходу, пока халифы не стали выпускать свои собственные деньги.

Первым это сделал Абдуль-Малик ибн Марван в 696 году. Но сначала динары чеканили по образцу византийских, ограничиваясь тем, что упрощали изображение императора, убирали крест или изменяли его, обозначая без горизонтальной перекладины или в виде буквы Т. Потом на реверсе монеты появилась арабская надпись: «Бисмиллях Ля иляха илляллах Мухаммадун Расулуллах» («Во имя Аллаха, нет божества, кроме Аллаха, Мухаммад – Посланник Аллаха»). Такие монеты с надписью, но без каких-либо изображений называли манкуш.

Позднее на аверсе стали помещать изображение Абдуль-Малика в полный рост, опоясанного мечом, а на реверсе также и год выпуска монеты. Известны образцы таких динаров 695 и 696 годов. Они считаются первыми оригинальными исламскими деньгами. Вес их составлял один мискаль (4,25 г). Выпускали также монеты в ½ и 1/3 динара.

Сообщения о том, что динары первыми стали чеканить Муавия и Мусаб ибн Зубайр в Ираке от имени своего брата Абдуллаха ибн Зубайра (да будет доволен ими Аллах) еще не нашли подтверждения в нумизматике.

В Северной Африке динары по образцу византийских выпускали и в первой четверти VIII века. Например, при Мусе ибн Нусайре (640-716) в Ифрикии на аверсе золотых монет изображались профили византийского императора Ираклия I и его сына, а также аббревиатура переведенных на латинский язык «слов свидетельства» – NNESDSISDCVINSA (от NoN ESt Deus niSI Solus Deus CVI Nin Socius Alisus). На реверсе – крест в виде буквы Т, а также аббревиатура переведенной на латинский язык «басмалы» и места чеканки – INNDIMSRCHSLD и FRIN AFRIC (от IN Nomine DominI MıSeRıCordrıs Hic SoLiDus FeRitus IN AFRICa).

При Аббасидах динары стали чеканить во многих центрах халифата. При аль-Муктадире Биллахе (908-932) существовало 23 монетных двора. В этот период, наряду с монетами в ½, 1/3, ¼ динара, время от времени выпускались юбилейные или предназначенные для дарения динары весом в несколько мискалей.

Самое главное, что в халифате было достаточно золота, чтобы выпускать такое количество динаров. В остальной части мира наметился дефицит этого драгоценного металла. Западная Европа в тот период перешла, в основном, на серебряные монеты. Прекратился импорт и из Византийской империи, которая после поражения от Ирана в начале VII в. должна была выплачивать контрибуцию золотом. Золотые рудники на Кавказе перешли к Ирану.

Поступление золота с Урала часто прерывалось миграцией племен из Внутренней Азии в Европу через юг современной территории России, а доставке золота из Нубии мешали арабские племена. Мировая торговля находилась на спаде, а золото, которое было изъято из обращения мусульманами в качестве военной добычи, накоплено или сохранено, преобразовывалось в динары на монетных дворах Аббасидов и активизировало рынок.

После установления мира рудники, которые были закрыты по разным причинам, снова начали работать. Золото из Центральной и Южной Африки снова стало поступать на монетные дворы Северной Африки. С Алтая, Урала, Кавказа и даже с рудников плато Декан в Индии золото хлынуло в исламский мир.

Хотя арабские завоевания на какое-то время ограничили роль Европы в мировой торговле, исламский мир нуждался в древесине, железе, мехах и других товарах из этой части света. Поэтому торговля вскоре вновь оживилась. Мусульмане расплачивались динарами, и вскоре эти монеты начали иметь хождение в Европе. В западных источниках динар упоминается под разными названиями, такими как «манкуш» и искаженной форме этого слова в западных языках mancussos.

Динары настолько распространились, что в IX в. норманны потребовали от попавшего к ним в плен короля Наварры Гарсия Иньигеса выкуп именно в этих золотых монетах. Свободу короля они оценили в 90 000 динаров. Известно, что в 927–928 годах порт Салерно на юге Италии выплатил большую сумму в динарах в качестве дани Далмации. Также венецианские купцы компенсировали ущерб, нанесенный Павии, выплатой «mancussos aureus».

Начиная с XI века большое количество золотых монет стало попадать в Западную Европу благодаря торговым отношениям и крестовым походам. Част ь из них снова возвращалась в исламский мир, когда европейцы расплачивались за шелк, специи и т. д.

Динар по-прежнему используется в качестве денежной единицы в Алжире, Тунисе, Ливии, Йемене, Бахрейне, Кувейте, Ираке, Иордании. Денежной единицей Ирана является риал, который равен 100 динарам, но из-за низкого курса риала динары практически не используются. Динар, денежная единица Югославии, которая до сих используется в некоторых республиках, возникших после ее распада, получил свое название, вероятно, от римских денег.

Халиль Сахиллиоглу

Share.