facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Кто такой банкрот?

0

В хадисе-шариф сказано: «Аллах наделяет одного Своего раба всеми благами в полной мере, а затем приводит к нему тех, кто находится в нужде. Если он станет проявлять недовольство, то потеряет все дарованные блага» (Мунзири, «Ат-Тариб», 4 / 170).

Однажды Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) спросил у сахабов: «Знаете ли вы, кто такой банкрот?» Те ответили, что это человек, лишившийся всех денег и имущества. И тогда он сделал сподвижникам наставление: «Банкрот моей общины ― тот, кто в Судный День представит свои богослужения, но при этом выяснится, что он кого-то ругал, распускал сплетни, проедал чье-то имущество или пролил кровь. Тогда саваб будет раздаваться тем, кто пострадал от его злодеяний. Затем ему будут добавляться грехи тех, чьи права он нарушил» (Муслим, «Бирр», 59; Ахмад бин Ханбаль, II, 303, 324, 372).

В другом хадисе-шариф говорится: «Человек, который умер, имея даже крошечный долг, будет расплачиваться за него своими благими деяниями. Ибо там, на Махшаре ― месте сбора в Судный День ― нет ни динаров, ни дирхемов» (Ибн Мажда, «Садакат», 12 / 2414).

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) призывал людей как можно скорее рассчитаться с кредиторами: «Если у вас есть долг или обязанность перед братом, пусть сполна воздаст за все здесь, прежде чем настанет День Суда, когда он не найдёт ни динара, ни дирхема. Иначе ему придется расплачиваться своими благими деяниями. Если же их окажется недостаточно, то должнику придется принять на себя некоторые грехи товарища» (Бухари, «Мазалим», 10, «Рикак», 48; Тирмизи, «Кыямат», 2).

Окончательный расчет здесь означает полное удовлетворение требований кредитора. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) придерживался именно этого принципа. Он не совершал джаназа-намаз за того, кто умер, имея долги. Об этом рассказывал Абу Катада: «Однажды к нему принесли тело умершего человека, однако Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) отказался прочитать погребальный намаз. И он не совершил его до тех пор, пока один из товарищей покойного добровольно не взял на себя обязательство погасить ссуду» (Тирмизи, «Джаназ», 69; Насаи, «Джаназ», 67).

Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «После перечисленных Аллахом великих грехов для Него нет ничего тягостней, чем человек, оставивший после своей смерти неоплаченный долг» (Абу Давуд, «Буйю», 9).

(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)

Share.