facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Лахор – культурная столица Пакистана

0

Древняя история Лахора, сейчас второго по величине города в Пакистане, довольна туманна. Некоторые полагают, что он назван так по именам индийских идолов, другие считают, что это – производное от «Порт Лох». Так или иначе, город всегда существовал на левом берегу Рави – самой маленькой из пяти рек Пенджаба. На протяжении веков люди использовали ее для защиты от нападений с севера.

Лахор находился под влиянием буддистских брахманов до прихода сюда мусульман, но был довольно малозначительным городом. Находившийся на юге Мултан играл куда более важную роль. Так продолжалось до 665 года, когда спустя 32 года после кончины Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) военная экспедиция Омейядов под предводительством генерала Мухаллаба ибн Абу Суфраха прошла через Кабул, Пешавар и Лахор на пути к Мултану. Это были первые мусульмане, пришедшие в Лахор.

Они действительно оказали сильное влияние на развитие города спустя полвека – после завоевания Мухаммада ибн Касима в 711 году. Однако при этом начала уменьшаться сила династии Омейядов, и прибытие мусульман в этот регион приостановилось. В 982 году один персидский писатель опубликовал книгу по географии, «Худуд аль-Алам», с подробным описанием Лахора как небольшого города с запоминающимися храмами, шумными рынками и огромными садами.

Во время публикации этого описания происходили важные изменения в империи Аббасидов, которые навсегда изменили роль Лахора в мусульманском мире. В начале 11 века тюркское племя под руководством Махмуда завоевало город и основало там гарнизон, ставший крупнейшим мусульманским поселением в северной части Индии.

Однако Махмуд не только хотел узаконить свое правление как благочестивый мусульманин-суннит, но и покровительствовать появившейся в регионе мусульманской культуре. Он пригласил многих известных ученых приехать сюда и поселиться в Лахоре и окрестностях. Например, Аль-Бируни жил здесь. Он не только выучил санскрит, но и использовал тригонометрические функции, чтобы точно оценить окружность Земли.

Затем в Лахор приехал поэт Масуди Салман, который помог распространить персидский язык в регионе, а также писатель Худжвири, перу которого принадлежит история суфизма – первый в мире трактат. Постепенно потомки персидских царей стали терять свою власть под натиском турок-сельджуков и отступили в Лахор. Так было основано первое мусульманское государство на индийских землях.

В 1186 году Лахор был захвачен Гуридами – другой мусульманской династией тюркского происхождения. Они использовали город в качестве базы для последующего продвижения в Индию. Вскоре Гуриды установили свое господство в Пенджабе, вплоть до Бенгалии, а также добрались до Дели. Таким образом Лахор оказывался под властью различных династий Делийского султаната, хотя реальную власть зачастую здесь имели местные губернаторы.

В 1241 году Лахор был разграблен монголами. Они покинули город, но снова вернулись сюда в 1253 году, чтобы утвердить выбранного ими правителя. В течение многих лет длилось противостояние монголов и мусульманских династий. Именно в этот период знаменитый марокканский путешественник Ибн Баттута побывал в этом регионе и посетил султана Мухаммеда ибн Туглака, который доблестно противостоял оккупации монголов.

В 1398 году Лахор успешно отразил нападение Тамерлана, прежде чем тот смог вторгнуться и опустошить город. Войска этого монгольского завоевателя покорили все населенные пункты региона вплоть до Дели, а затем покинули эту местность, оставив своих наместников в Лахоре. Потомки одного из этих правителей управляли городом вплоть до 1520 года, когда к власти пришел Захир ад-Дин Бабур.

Лахор находится под мусульманским управлением уже свыше 500 лет. Тем не менее, он по-прежнему остается городом на перекрестке дорог и манит сюда путешественников, торговцев, ученых и мечтателей. А жизнь практически не меняется для мусульман и индуистов – обитателей Лахора.

(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)

Share.