facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Мечеть Укба – старейшая святыня мусульманского Запада

0

Большая мечеть Кайруана в Тунисе является одной из важнейших в мусульманском мире. Она по праву считается старейшей святыней и самой важной мечетью мусульманского Запада. Внесённая с 13 марта 1912 года в список охраняемых исторических памятников в Тунисе, в 1988 году она, как и весь город Кайруан, была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Большая мечеть, или мечеть Сиди Укбы была построена в 670 году, вскоре после прихода арабов-мусульман в Северную Африку. Нынешнее здание построил эмир Абу Ибрагим Ахмад в 863 году. На протяжении веков Большая мечеть Кайруана служила местом паломничества для выходцев из Северной Африки, которые не могли осуществить долгую поездку в Мекку.

Первоначально здание мечети было небольшим. В 724 году была произведена первая реконструкция, когда на престол взошел омейядский халиф Хишам. Он приказал купить землю около здания и включить её в территорию мечети. Тогда же в комплексе был построен минарет, перестроенный в 836 году, который на данный момент остается древнейшим сохранившимся в исламском мире сооружением этого рода.

Омейядская мечеть Сиди Укба была намного меньше современной, и таким образом, минарет должен был находиться вне его стен. В первые столетия Ислама минареты предпочитали строить как отдельно стоящие здания рядом с мечетями, хотя и в неразрывном ансамбле с ними.

Несколькими десятилетиями позже наместник Аббасидов разрушил то, что было сделано Омейядами, и возвёл в 773-774 годах новое здание мечети, сохранив из уважения к памяти Сиди Укбы лишь минарет и михраб.

Во времена правления Аглабидов мечеть Сиди Укба пережила несколько этапов строительства и обрела то величие, которое сохраняет до сих пор. Решительным изменением своей конструкции и размерам она обязана амбициям эмира Зийадат Аллаха I, который правил в 817-838 годы. После перестройки в 836 году её размеры приблизились к размерам существующего поныне здания.

Мечеть получила молитвенный зал, подобный каменной роще, в котором в тот момент насчитывалось около 400 колонн. И тогда же был создан новый великолепный михраб из белого мрамора, покрытого ажурной резьбой. В 1970 году один из европейских исследователей обнаружил старый михраб, искусно высеченный из камня внутри макусуры, где он использовался в качестве двери.

Михраб Кайруанской мечети является одним из самых замечательных памятников исламского монументально-декоративного искусства. Большая сводчатая ниша михраба, глубиной около 2 метров, шириной более 1,5 метров и высотой 4,5 метра, в плане образует подкову. На высоту 2,7 метра, до свода, вогнутая поверхность ниши обшита 28 панелями белого мрамора, украшенного рельефной и ажурной резьбой и равномерно размещенными одна под другой в четырех регистрах, разделенных горизонтальными и вертикальными бордюрами.

Рельефная надпись под верхним регистром цитирует суру 112 суру Священного Корана «аль-Ихлас». В центральные панели всех четырёх регистров вписаны рельефные изображения декоративной арки-ниши со стволом в виде раковины-пальметты на приземистых витых колонках. Остальные панели заполнены разными, не повторяющими одна другую орнаментальными композициями.

Подобный половине купола, свод ниши обшит деревянными планками, расписанными по грунтованному темному фону золотым орнаментом из повторяющихся мотивов вьющейся виноградной лозы. В основании свода пролегает широкая лента венчающего мраморную облицовку ниши бордюра, украшенного цепочкой ромбов из поставленных на угол расписанных квадратных изразцов.

Кейруанские изразцы, украшающие михраб и стены вокруг него, сформированы из тонко отмученной высококачественной желтовато-белой керамической массы. Предположительно, они происходят из ремесленного центра в Месопотамии. Также на это указывает техника росписи и характер узоров, встречающихся на керамических изделиях 9 века, найденных во дворцах и домах Самарры, которая была резиденцией Аббасидов в то время.

Оформители Кайруанской мечети полностью отказались от традиционного применения смальтовой мозаики, – наследия византийского искусства, и заменили его изобретением собственных декоративных приемов, черпая вдохновение в достижениях мастеров Арабского халифата. Красочный эффект радужных переливов и бликов люстра по декоративности не уступал мерцанию мозаики, привлекая новизной и необычностью.

Глухие кирпичные стены мечети Сиди Укба укреплены разновеликими выступами, сменившими когда-то равномерно расставленные одинаковые контрфорсы. Из-за наклона местности высота стен различна: на низком южном участке – 10 метров, на повышенном северном – 8 метров. Площадь мечети образует трапециевидный четырехугольник, удачно вписываясь в рельеф местности.

Неправильные пропорции только подчеркивают протяженность и естественную простоту здания. Продольные стороны почти одинаковы и их длина составляет 120 метров, стена киблы – 74 метра, а противоположная – 70 метров. Выразительная неправильность массивных стен скрывает тщательно продуманную соразмерность низковатого молитвенного зала, сверху, с минарета, похожего на глубокий навес.

Величественный трёхъярусный минарет высотой 31,5 метра сохранил образ древнего крепостного сооружения. Он соединяет в себе черты бастиона, сигнальной башни и маяка – предшественников минаретов в Северной Африке. Его мощные стены толщиной более трех метров внизу сложены из крупных блоков тёсаного камня, затем из небольших каменных плит, а вверху – из кирпича.

(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)

Share.