facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Многожёнство опасно для мусульман

0

В современном мусульманском обществе легализация полигамии таит угрозу для самих верующих и всей уммы. Институт многожёнства требует соблюдения множества условий, при которых он может существовать и быть полезным. Иначе это приведёт к появлению огромного количества социальных болезней.

Каковы же условия благоприятного развития института многожёнства? Во-первых, это высокий уровень интеллектуального, нравственного, профессионального, религиозного сознания мусульман. Мотив, толкнувший мужчину на создание второй семьи, должен быть оправдан с материальной и исламской точки зрения.

Супруг должен быть готов нести ответственность и проявлять одинаково справедливое отношение ко всем жёнам. Подобное поведение возможно для зрелых личностей, однако Коран разрешает иметь четыре жены, но предупреждает, что лучше довольствоваться одной, ибо трудно соблюдать справедливость. А знать о возможном проявлении несправедливости — это нарушение заповедей Ислама и прав женщин. В этом перечне не последнее место занимает и психологический комфорт в семье и семейных отношениях, высокий уровень доверия в отношениях супругов.

Полигамия содержит целый пласт проблем для женщин, мужчин и детей и ведёт к нарушению микроклимата в семье, к неизбежному образованию конфликтных зон и ситуаций. Женщины, вовлеченные в эту ситуацию, борются с ревностью, желанием быть первой, обидой, раздражённостью.

Некоторые жёны не могут справиться с чувствами и впадают в глубокие депрессии, теряют смысл жизни, у них происходит переоценка ценностей. Психологически травмированная и подавленная женщина не может сосредоточиться на воспитании детей, срываясь или теряя к ним интерес. Так дети становятся жертвами, а мужчина нарушает их право на хорошее отношение, на воспитание, на беззаботное детство.

Испытание многожёнством проходит вся семья. Возникающий при этом уровень конкуренции между супругами делает женщин напряжённым, словно участвующими в постоянном соревновании. Теряется естественность поведения, женщина входит в роль «я лучше». Порой у мужчин такое преображение супруги вызывает одобрение, однако оно таит угрозу развития у жены психологических и психосоматических недугов.

Полигамия ведёт и к увеличению количества разводов, так как нарушение привычного образа жизни толкает женщин на этот шаг. Ведь первым желанием многих жён после известия о повторном браке супруга был именно развод. Однако инициаторами могут выступать и мужчины.

После заключения повторного брака меняется и психологический настрой мужчины: он легко может отказаться от первой жены, поскольку к нему приходит понимание того, что он может поменять одну супругу на другую. Такой соблазн не останавливает его даже после женитьбы на четвёртой. Если его внимание привлекла юная особа, он может дать развод второй, третьей жене и взять новую супругу. Всё это разрушает основы традиционной семьи.

Полигамный брак угрожает социальной защищённости мусульманки. Безответственное поведение мужчин ставит женщин в бесправное положение: в любое время супруг может отказаться от неё без объяснения причин или же прислать короткое смс-сообщение со словом «талак».

Наблюдение за жизнью мусульманской уммы в африканских странах Мали и Буркина-Фасо, где многожёнство легализовано, является наглядной иллюстрацией подобной практики. Мужчина в этом обществе — вершитель женских судеб. Зачастую он не имеет достаточного религиозного образования и материального достатка для содержания даже одной семьи, но, аппелируя к Корану, постоянно занят: утром он женат, вечером же развёлся или привёл в семью другую женщину. У женщин нет никаких прав, они с утра до вечера работают, содержат мужей и детей. И нет ничего неожиданного в том, если однажды супруг выгонит её на улицу одну или вместе с детьми.

После замужества уровень тревожности женщин нарастает из-за произвола и капризов супруга. При этом следует учесть, что поведение мужчин не зависит от материального положения. Женщины остаются без социальной защиты вне зависимости от достатка мужа. Ведь у мужчин — исключительное право на развод. В Коране говорится: «Вы никогда не сможете быть [во всем и полностью, особенно касательно ваших чувств] справедливы к нескольким женам, даже если очень постараетесь» (Сура «ан-Ниса», 4 / 129).

И потому Коран предупреждает, что опасно брать в супруги больше одной женщины. Это чревато духовным фиаско, в результате которого надорвётся и мужчина, и сделает несчастными женщин.

Важным условием многоженства является достаток мужчины. В Объединённых Арабских Эмиратах полигамия легализована и имеет определённые традиции. Это обеспечение супруг качественным жильём и материальными ресурсами: для каждой — отдельный дом, справедливое распределение внимания, одинаковые подарки. Мужчина соблюдает условия, при которых женщины не чувствуют себя ущемлёнными. Но не все арабы могут позволить себе создать такую семью, поэтому многожёнство является привилегией шейхов и состоятельных людей. За соблюдением прав супруги тщательно следят родственники: её права закрепляются официально и прописываются в брачном контракте, который подписывают двое мужчин из семьи невесты.

В постсоветском пространстве ещё зыбки экономические устои, отношения между людьми оставляют желать лучшего, а при преподавании религиозных основ всё меньше внимания уделяется духовной составляющей. Поэтому существует реальная опасность того, что легализация многожёнства отбросит назад развитие мусульманского сообщества и лишит женщин социальной активности.

Однако если ответственные и состоятельные мужчины берут под опеку вдов, сирот, нуждающихся женщин, поднимая их социальный статус и повышая качество жизни, то этот факт может расцениваться как положительный. Ибо причины многожёнства в Исламе как раз и соотносятся с такой необходимостью: сокращение мужского населения в результате войн, бедственное положение вдов и сирот, бесплодие первой супруги и нежелание развода с ней. Однако, как показывают наблюдения, количество таких браков ничтожно мало.

Мужчины решаются на повторный брак отнюдь не по альтруистическим побуждениям, а, скорее, для подтверждения своего статуса, для утоления плотских страстей, по идеологическим соображениям или же до конца не понимая последствий и степени ответственности.

Материал подготовлен специально для сайта «Ислам и семья».

* Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Share.