facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Мусульмане Касимова

0

Касимов — небольшой город на берегу Оки, сыгравший огромную роль в истории татарского населения России. В XV веке, в княжение Василия II Темного, он стал столицей Касимовского ханства, уникального феодального образования, зависимого от Москвы, но управляемого татарскими ханами.

В Мещеру — так тогда называлась область вокруг города — стали переселяться знатные татары, переходившие на русскую службу. После покорения Казани в 1552 году значение Касимова стало стремительно ослабевать, но татарское население области сохранилось.

В 1681 году, после смерти ханши Фатимы-Султан, Петр I упразднил Касимовское ханство. Местные татары лишились своих привилегий и вотчин; многие были направлены на тяжелейшую работу — заготовку корабельного леса.

Возрождение исламской общины Касимова началось при Екатерине Великой, по-новому выстраивавшей отношения с мусульманами Российской империи. В первой половине XIX века в Касимове начали открываться небольшие полуремесленные предприятия по обработке мехов, в том числе среднеазиатского каракуля. Постепенно они росли, и в городе появилось несколько крупных татарских фабрикантов. Сначала они занимались мехами и хлопком, но к концу XIX века их магазины и торговые фирмы продавали меховые изделия в Москве, Петербурге через посредников — в Западной Европе.

В этот же период начинается миграция в Санкт-Петербург и Москву. В столичных городах касимовские татары занимают лидирующие позиции и в жизни местных мусульманских общин, и в торговле. В Петербурге существовал особый касимовский магометанский приход, а в конце XIX — начале XX века главой петербургских татар был Атаулла Баязитов, уроженец села Темгенева близ Касимова. Заметную роль в жизни столицы Российской империи играли меховщики Акбулатовы, владельцы буфетов и ресторанов Байрашевы и Алышевы.

В Москве богатые касимовские татары покупали дома или строили собственные особняки в Замоскворечье — в местах традиционного проживания мусульман. Они владели домами на Большой Татарской улице, в окрестных переулках, а некоторые касимовские семьи селились и за пределами Татарской слободы, в том числе на главной улице Замоскворечья — Пятницкой.

Стремясь сохранить свой уклад и традиции, касимовские татары старались заключать браки с представителями семей с тем же происхождением, поэтому большинство касимовских семей — Акбулатовы, Байбековы, Ишимбаевы, Вергазовы, Девишевы, Кастровы, Карамышевы, Шакуловы — находились в той или иной степени родства.

Заметную роль касимовские татары играли и в духовной жизни московских мусульман. Так, с 1908 года имам-хатыбом Исторической мечети был касимовец Абдулла Шамсутдинов (1878–1937).

Помимо Ханской мечети и текие Шах-Али, в Касимове сохранились мавзолей хорезмского феодала Афган-Мухаммед-султана (1649), памятники и семейные текие на Новом мусульманском кладбище, Новая мечеть 1906 года постройки, особняки и лавки татарских купцов второй половины XIX — начала XX века (например, реставрируемый ныне дворец купца Фатеха Кастрова на берегу Оки).

Share.