facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Три права невесты-мусульманки

0

После замужества женщина получает три основных права: махр, достаточное количество средств на свои нужды и новое жильё.

 Махр

Это средства в денежном или имущественном выражении, которые будущий муж выплачивает своей будущей жене. Его количество определяется по взаимному соглашению жениха и невесты.

Махр ― это личное право женщины, и мужчина обязан выплатить ей нужную сумму. Об этом сказано в Священном Коране: «Даруйте жёнам их махр. А если женщины по собственной воле откажутся от чего-либо [из махра], то пользуйтесь этим во благо и в удовольствие» (Сура «ан-Ниса», 4/4).

В этом аяте прописана обязанность каждого мужчины выплатить махр своей будущей жене. Он назначен не родителями или опекуном невесты, а Всевышним, и является её естественным правом и прожиточной гарантией. Женщина может распоряжаться этими средствами как пожелает, но если она захочет посоветоваться об этом с мужем, то это сблизит их и наполнит радостью совместную жизнь. Мусульманка вправе использовать полученный махр на благотворительные цели или для торговли. При заключении брака опеку над ней берёт муж, который должен обеспечивать её всем необходимым для жизни.

Размер махра не ограничен. В Священном Коране говорится: «Если вы захотели заменить одну жену другой и если первой из них был выделен вами даже кантар золота, то не удерживайте из этого ничего» (Сура «ан-Ниса»,4/20).

Халиф Умар (радыйаллаху анху) пожелал ограничить сумму махра 400 дирхамами. Он исходил из того, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) выплачивал своим жёнам и просил за дочерей 480 дирхамов серебром. В то время на 5 дирхамов можно было купить овцу. Когда Умар (радыяллаху анху) объявил об этом с минбара, одна женщина из племени курайш прочла вышеприведённый аят. При этом она отметила, что даже Аллах не уточняет сумму махра и мусульманки достойны самых щедрых и дорогих даров. Тогда халиф вновь поднялся на минбар и сказал: «Я запретил соглашаться с требованием выплатить махр, превышающий 400 дирхамов. А кто хочет, может платить из имущества своего столько, сколько пожелает».

Относительно минимальной суммы существуют различные мнения. По ханафитскому мазхабу наименьший махр составляет 10 дирхамов серебром или в имущественном эквиваленте (Хаскафи).

Один бедняк сказал Пророку (салляллаху алейхи ва саллям), что хочет жениться. И тогда, напомнив ему о махре для будущей жены, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) посоветовал: «Если у тебя в доме есть хотя бы железное колечко, найди его и принеси!» Когда выяснилось, что у мужчины нет даже этого, Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) женил этого человека, который в качестве махра дал знание аятов Священного Корана (Ан-Насаи, «Никях»).

Женитьба в Исламе не обременительна, так как помогает реализовать желание оставить потомство и избежать прелюбодеяния. Поэтому выплата невесте определяется благосостоянием мужчины и не должна быть непосильной. Об этом говорил и Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям): «Самый лучший махр тот, который мал» (Ибн Хаджар).

Известно два вида махра:

1. Мусамма ― если при заключении брачного союза сумма или количество махра оговаривается сторонами. В зависимости от сроков выплаты подразделяется на две категории:

А. Му’ажжаль: если сумма или количество махра выплачивается сразу.

Б. Муажжаль: если невеста получит махр полностью или частично до обусловленного срока.

2. Мисли ― если во время заключения брачного союза о махре ничего не говорится и не упоминается. Такой махр определяется и выплачивается мужчиной при согласии девушки, которую он берёт в жены.

Подобные выплаты являются накоплением для женщины, так как эти средства помогут ей в случае смерти мужа или развода. Мусульманка может использовать махр пока не найдёт способ зарабатывать на жизнь. В Исламе женщина является социально защищённой ― ей дана возможность не заботиться о том, где найти средства к существованию.

Средства, необходимые для содержания жены

Под этим подразумевается определённый достаток, которым будущий муж должен обладать для оплаты жилья, обеспечения семьи пищей, одеждой и лекарствами.

После того, как женщина выходит замуж и переезжает в дом своего супруга, все заботы о пропитании, одежде, жилье полностью возлагаются на мужчину. Уровень их жизни должен соответствовать социальному положению, то есть следует избегать расточительства и скупости. Богатые супруги могут продолжить привычный образ жизни. Если же они бедны, то женщина не может требовать от мужа роскоши. Если один из супругов богат, а другой беден, то им следует найти средний путь. В Коране так сказано о необходимости обеспечивать семью: «А тот, у кого родился ребёнок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях» (Сура «аль-Барака», 2/233 ); «Пусть обладающий достатком расходует согласно своему достатку. А тот, кто стеснён в средствах, пусть расходует из того, чем его одарил Аллах. Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему. После тяготы Аллах создаёт облегчение» (Сура «аль-Талак», 65 / 7 ).

Мужчина должен обеспечить свою жену и детей всем необходимым в соответствии со своими возможностями. Для этого следует использовать только дозволенные шариатом способы. Муж не может заставлять женщину зарабатывать на жизнь или на другие семейные нужды, так как это основная обязанность мужчины. Он должен стараться обеспечить своих домочадцев всем необходимым, даже если супруга богата. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) побуждал мусульман быть щедрыми в содержании семьи: «Всё, что бы ни потратил мужчина на жену и детей, есть его милостыня».

Известен и другой похожий хадис: «Ты будешь вознаграждён за всё, что бы ты ни сделал ради своей семьи, и даже за кусок пищи, которым ты накормишь жену свою» (Ахмет бин Ханбал). Это означает, что супруг получит награду Всевышнего за каждое старание и усилие во имя Аллаха ради содержания домочадцев.

Жилище

Наличие места для совместного проживания ― это ёще одно требование, которое будущий муж должен выполнить при вступлении в брак. Священный Коран повелевает: «Поселяйте их там, где вы живёте сами ― по вашему достатку!» (Сура «ат-Талак», 65 /6). Это помещение должно соответствовать социальному положению женщины до замужества.

Право выбора жилья остаётся за мужчиной. Это может быть как частный дом, так и своя квартира. Однако место должно подходить по физическим и нравственным критериям, рядом с хорошими соседями, и иметь всё необходимое для совместного быта.

Следует учесть, что родственникам мужа не рекомендуется жить вместе с супругами. Но если женщина соглашается присматривать за ними, то это расценивается как проявление её благонравия.

Share.