facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

О положении путника

0

Человек обретает статус путника (мусафира), если отправляется в путь, который можно преодолеть пешком не менее, чем за 18 часов с намерением добраться до местности, отдаленной от его дома на 90 км (приблизительно). Если же человек планирует пребывать в этой местности больше 15 дней, то путником он считается только в дороге до этого населенного пункта.

О сокращении молитв

Согласно установлениям фикха (мусульманского права) мусафиру разрешается выполнять салятус-сафари, то есть сокращать обязательную молитву во время путешествия. Источники, дающие нам право сокращать в пути обязательную молитву в четыре ракята до двух, мы можем найти в Коране, сунне и иджма (согласие в мнениях учёных-факихов по возникшим вопросам).

 В Коране по этому поводу говорится: «Когда вы находитесь в пути, то не будет грехом для вас укоротить молитву, если вы опасаетесь угрозы со стороны неверных. Воистину, неверные — ваши явные враги» («ан-Ниса», 4/101).

 У Умара (радыяллаху анху) однажды спросили: “В этом аяте сказано «если вы опасаетесь угрозы со стороны неверных», а сейчас таких опасений нет. Так делать ли сокращения молитв во время путешествий?” Умар (радыяллаху анху) ответил: “Меня тоже волновал этот вопрос. Я спросил у Пророка, и он ответил, что разрешение на сокращение молитв – это милость от Аллаха, поэтому путник должен сокращать молитвы, вне зависимости от того, существует опасность или нет» (Муслим, Тирмизи, Ибн Маджа). Расулюллах (саллялаху алейхи ва саллям), находясь в пути  сокращал свои обязательные молитвы. Абдуллах ибн Умар (радыяллаху анху) рассказывал: «Я сопровождал Мухаммада (саллялаху алейхи ва саллям) в одном из его путешествий, и более двух ракятов мы в этом путешествии не совершали. Благочестивые Абу Бакр, Умар и Усман присоединились к нам в этом» (Бухари, Таксир, 11). Умар (радияллаху анху) сообщал: «Салятус-сафари, по словам Расулюллаха (саллялаху алейхи ва саллям), — это несокращённые полные два ракята».

У многих может возникнуть вопрос: а можно ли совершать вместо двух ракятов полную молитву в четыре ракята?

По мнению имама Ханафи, обязательная молитва в четыре ракята, которая во время путешествия преобразуется в двухракятную, является повелением и установлением Аллаха. Таким образом, если путник отвергнет повеления Аллаха, он будет считаться нарушителем установлений Аллаха, и его последние два ракята будут считаться нафиля, т.е. выполненными по его собственному желанию. Благочестивая Айша (радыяллаху анха) передала: «В первое время, обязательная молитва была установлена в два ракята, затем, после упрочнения мирного времени дополнилась ещё двумя ракятами. Однако в путешествии её совершение осталось в прежнем виде»   (Бухари, Салят, 1; Муслим, Мисафирин, 1; Абу Дауд, Сафар, 1; Нисаи, Салят, 3; Малик, Сафар, 3).  Также ибн Аббас (радыяллаху анху) дополняет слова благочестивой Айши (радыяллаху анху): «Аллах Тааля, со слов нашего Пророка (саллялаху алейхи ва саллям), установил молитву в четыре ракята для мирного времени и в два ракята — для путешествий»  (Муслим, Мисафирин, 5,6; Абу Дауд, Сафар, 18; Нисаи, Хауф,4; ибн Маджа, Икама, 75).

По мнениям имамов Шафи и Ханбали, совершение молитвы в четыре ракята является обязательным в своей основе, и сокращение её в путешествии, является предписываемым облегчением. Как доказательство они берут аяты Корана о сокращении молитвы, утверждая при этом , что они даны как указание, а не как повеление. Имам Ханбали считает, что сокращение обязательной молитвы является предпочтительным, а имам Малики видит в её сокращении сунну-муаккад, так как в этом — следование Пророку (саллялаху алейхи ва саллям).

При этом фарды утреннего намаза «ас-субх», фарды вечернего намаза «аль-магриб» и намаз «аль-витр» совершаются полностью. Если у путника достаточно времени для совершения намазов сунны, то он выполняет их, не сокращая.

Если путник следует в намазе за «местным» имамом, то совершает намаз полностью, без сокращений. А если у «местного» джамаата имам путник, то после ас-саляма, завершающего его сокращенный намаз, джамаат без имама продолжает совершать оставшиеся ракяты

Объединение в пути двух молитв

По мнению имама Ханафи, обязательным является совершение обязательной молитвы строго в отведённое для этого время. Это доказывают следующие аяты Корана: «…Воистину, намаз для верующих предписан в строго определенное время»

 (Сура «ан-Ниса», 4/103).

«Совершай намаз в начале и конце дня, в начале и конце ночи…»

(Сура «аль-Худ», 11/114).

Однако, опираясь на достоверную сунну, допускается объединение двух разновременных молитв. Это мнение опирается на хадис нашего Пророка (саллялаху алейхи ва саллям), в котором советуется объединять свои молитвы в путешествии, а также в дождливую погоду (Бухари, Таксир,15,16; Муслим, Мусафирин, 46; Тирмизи, Джума, 42; Нисаи, Мавакит, 42, 44, 45). Во время сражения при Табуке Расулюллах (саллялаху алейхи ва саллям) совершал молитву — зухр в последние минуты выхода его времени, а аср – в первые минуты его начала, и в обратной последовательности — магриб откладывал на последние минуты, а ишаа совершал сразу же… Этот случай является примером правильного объдинения обязательных молитв. В фикхе такое объединение носит название «джам», т.е. происходит объединение по видам времени суток: зухр и аср – в светлое время суток, магриб и ишаа – в тёмное. Другими словами, путник имеет право объединить вторую молитву с третьей и четвертую – с пятой. Объединенные молитвы совершаются в течение одного общего промежутка времени: с начала времени второй молитвы до окончания времени третьей и с начала времени четвертой – до окончания времени пятой молитвы. Что касается своевременности, то путник может совершать молитвы и своевременно, не объединяя их.

Отложение поста месяца Рамадан

По желанию путник может не поститься в месяц Рамадан, отложив его соблюдение на более поздний период. Подтверждение этому мы находим в Коране:

«…А если кто-либо из вас болен или находится в пути, то следует поститься столько же, [сколько пропущено] дней в другое время…» («аль-Бакара», 2/184).

«…А если кто будет болен или в пути, то пусть постится столько же дней в другой месяц…» («аль-Бакара», 2/185). В этом случае по возвращении пропущенные дни поста он должен возместить как долг. Однако, если у путника есть и силы, и желание, если ему позволяет здоровье, то соблюдение поста было бы лучшим выбором.

О пятничной молитве путника

Путник имеет право не посещать пятничную проповедь и не совершать пятничную молитву, а также праздничные намазы. Если же путник совершил вместе с местным джамаатом джума-намаз, если есть на то Воля Аллаха, намаз будет принят. Вместо джума-намаза путник должен совершить обеденный намаз.

Масих (масты, читек – мягкая обувь (носки) из кожи, должна закрывать ноги  выше щиколоток )

В Исламе для мукима (человека, постоянно проживающего в определённой местности), период масха на масты установлен действительным в течение 1 дня и 1 ночи (24 часа), для путника же он увеличен до 3 дней и 3 ночей (72 часа). Это положение соответствует сунне нашего Пророка (саллялаху алейхи ва саллям).

 

Share.