facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Переливание крови

0

Ислам наложил запрет на употребление некоторых продуктов и напитков: заколотых не по шариату животных, свинины, крови, вина. Только такие вынужденные ситуации как голод, отсутствие воды и тяжёлая болезнь позволяют нарушить это предписание.

В Коране говорится: «Воистину, [Аллах] запретил вам [есть] мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото без произнесения имени Аллаха. Если же кто-либо вынужден съесть это по необходимости, не будучи нечестивцем и преступающим свой долг, то нет на нём греха. Воистину, Аллах — прощающий, милосердный» (Сура «аль-Бакара», 2 / 173).

 

«Скажи [, Мухаммад]: «В том, что дано мне откровением, я вижу запретным употреблять в пищу мертвечину, пролитую кровь, мясо свиньи — ибо всё это скверна, а также [мясо] запретного [животного], заколотого не с именем Аллаха». «Если же кто-либо будет вынужден съесть [вышеупомянутое] без умысла совершить грех и преступить [предписание], то, воистину, твой Господь — прощающий, милосердный» (Сура «аль-Ан’ам», 6 / 145; сура «аль-Маида», 5 / 3; сура «ан-Нахль», 16 / 115; Куртуби, «Аль-Джами’ли Ахками’ль-Кур’ан», II, 232, 275).

В эпоху джахилии (невежества) проголодавшиеся арабы пили кровь животных, нанося им раны ножом или острыми предметами. Ислам запретил это делать, потому что кровь создаёт благоприятную среду для переноса, размножения и развития микробов. Опасность возрастает в разы, если животное нездорово.

Допустимо переливать кровь только для спасения жизни человека. Потому что в аяте говорится о том, что в случае необходимости предписание религии может быть отменено. Согласно мазхабу Ханафи, допустимо лечение запретными продуктами и жидкостями, если доподлинно известна их исцеляющая способность (Аль-Касани, «Бедайиу’с-Санайи», I, 61). Последователи мазхаба Шафии сделали исключение для вина, которое недопустимо в лечебных целях. Они опираются на возражение Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) Тарику бин Сувайду, который утверждал, что производит вино только для врачевания. Посланник Аллаха сказал: «Это не лекарство, а беда» (Муслим, «Сахих», XIII, 152).

Современные исламские алимы посчитали допустимым переливать кровь больным или раненым, если от этого зависит спасение их жизни. Кроме того, они пришли к мнению, что мусульмане могут быть донорами (Ахмед эш-Ширбаси, «Ес’елюнеке фи’д-Динни ве’ль-Хайят», I, 606, 608).

Ибн Абидин отмечает, ссылаясь на произведение «Нихайе»: «Если нет другого выхода, больному человеку разрешено пить кровь, употреблять в пищу животных, заколотых не по шариату. Однако квалифицированный и религиозный врач должен подтвердить, что это единственная возможность выздороветь» (Ибн Абидин, «Реддю’ль Мухтар», перевод А. Давудоглу, Стамбул, 1984, XI, 290, XV, 450).

Эта возможность опирается на исламский принцип: «Необходимость делает дозволенными запрещённые вещи».

Share.