Почему мы не решаемся браться за новое или изменить старое к лучшему? Об этом можно говорить очень много, но суть в соотношении того, что потребуется, с тем, что получится. Если предполагаемые вложения меньше, чем выгода от предположительного результата, то организм готов ввязаться в дело и начать его делать.
Если наоборот, то не готов. Или текущая ситуация не настолько плоха, чтобы вкладываться силами, временем, ресурсами, чтобы ее изменить. Мозгу всегда проще придумать негативное будущее: сложности в процессе и неуспех в результате. Да, такова наша физиология, вытекающая из намерений и из стремления нафса.
Зачем нам такое испытание, как будто других нет? Затем, чтобы мы могли в полной мере исполнить все аспекты поклонения:
1.Соблюдение предписанной Аллахом религиозной практики.
2.Совершение благих дел для себя и других себе на благо.
3.Воспитание своего нрава, ибо именно для этого Аллах послал к нам Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям).
Мы знаем, что все испытания несут для нас благо. Однозначно. Абсолютно все. Они или стирают наши ошибки и прегрешения, или укрепляют нашу веру и доверие Аллаху, или дают нам дополнительную милость и награду Аллаха, или воспитывают наш нрав.
Милость Аллаха всегда и во всем. Равно как во всем Его помощь. Навредить себе можем только мы сами. Шайтан, конечно, тоже может. Но это уже следствие собственных, не всегда разумных, правильных и предписанных действий. Или в силу упущений в религиозной практике. Или в качестве испытания.
Как ни крути, всегда Аллах выступает гарантом справедливости или прямо здесь и сейчас или позже. Это уж Ему лучше нас известно, кому что и когда даровать и в чем кого и когда ограничить. Мы можем доверять Его мудрости и милосердию или идти на поводу нафса. Он не хочет:
1.Дополнительных усилий, которые требуются в новом деле или в улучшении старого.
- Дополнительных вложений времени, ресурсов и т. д., потому что они возникают, поскольку день «не резиновый, а всего двадцатичетырехчасовой».
- Ограничений в том, что ему нравится. Освободить время для нового можно, только ограничив что-то из привычного, приятного и совершаемого сейчас.
- Долго ждать результат. Как ни крути, необходимые навыки и новые нейронные связи формируются постепенно.
- Нести ответственность за результат. Вернее, за результат вследствие своего усердия. Поскольку только Аллах дает результат. И именно за усердие.
- Самодисциплины и самоорганизации. Это вообще своего рода «катастрофа для нафса». Почему? Ответ каждый знает сам. Если не знает, то все пункты выше в целом как раз про это.
- Собственного разочарования. Не получилось так, как хотелось, так быстро, как хотелось, так легко и просто, как хотелось. Вот они, слабые стороны нафса, «самообманки» — если не идеально, то можно даже не начинать, а поскольку идеального нет в принципе, можно просто не начинать.
- Плохо выглядеть в глазах других. Как же, у меня не получилось идеально. Что скажут люди?
Многие из нас знают осознанно или неосознанно все эти условия и обстоятельства. И используют в качестве легального повода не делать. Конечно, можно обманывать себя бесконечно долго. Но это никак не улучшит наши навыки и не изменит ситуацию. Что же нам делать, чтобы все-таки сдвинуть себя с «мертвой точки»? Нужно кое-что для себя прояснить:
- Действительно ли мне это надо и зачем.
- Как изменится моя жизнь, когда я получу новый навык или новое в текущей ситуации.
- Что еще более значимое и важное я смогу, когда получу это новое.
- Сколько времени я готов(а) развивать этот навык или новые условия.
- Достаточно ли моего энтузиазма для результата.
- Какие у меня уже есть ресурсы для начала и продолжения этого дела.
- Как мне помогают мои отношения с Аллахом для получения новых знаний, навыков или в изменении ситуации.
- Все ли возможности Всевышнего и отношений с Ним я использую и какие именно.
- Какие еще ресурсы и возможности мне нужны.
Проведя такой анализ, можно понять истинность своих намерений и желание делать. Если чего-то не хватает, можно поразмышлять, что добавить, что убавить, чтобы получилась сильная внутренняя заинтересованность в процессе и результате. Обычно и способы получить недостающие фрагменты мотивации и возможностей к этому моменту проясняются.
Потом вполне можно разрабатывать пошаговую стратегию того, как это все вписать в свою жизнь и реализовать. Если, пройдя по шагам все вышеперечисленное, ничего не сдвигается в сторону делать, то можно предполагать несколько причин:
- Есть неосознаваемые внутренние ограничения, преодолеть которые можно только с помощью экспертов.
- На самом деле и не хотелось что-то делать.
- Изначально желание было не ваше, а навязанное извне.
Страхи — это отдельная тема. Но ее вполне можно решить, разобрав для себя и разложив по полочкам те знания, которые нам открыл в Священном Коране Аллах о страхах, сомнениях, подозрениях, их источниках, способах справляться с ними, преодолевать или вообще игнорировать.
Если два оправданных страха: сиюминутный страх здесь и сейчас за жизнь и здоровье и страх гнева Аллаха. Все остальные – не сиюминутные, а продолжительные за жизнь и здоровье и прочие, это козни шайтана. И есть много способов с ними справляться.
Аиша Анастасия Корчагина, практикующий исламский психолог