facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Сура «Каф». Краткое содержание

0

Пятидесятая сура священного Корана.

Она была ниспослана в период пребывания Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) в Мекке, после суры «Мурсалят», состоит из 45 аятов. Свое название сура получила из-за буквы «каф», которая находится в самом начале первого аята. Также называется сурой «Басикат». Считается, что в классификации сур по числу включающих в себя аятов, она начинает группу «тывал-и муфассал» (длинные суры).

В суре «Каф» верующим сообщается весть о воскрешении после смерти и увещеваются отрицающие это. Приводятся примеры некоторых племен, которые обвиняли своих пророков во лжи, и напоминается их печальный конец.

 

Посланнику Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) дается утешение и уверенность перед лицом отрицающего и разрушающего поведения его племени. В убедительной манере действенными выражениями повествуется о таких темах как наказания, которые встретят в загробном мире неверующих, и награды для уверовавших. Согласованность между разделами свидетельствует о том, что сура была ниспослана за один раз. Одна из версий значения буквы «каф» в начале суры объясняет это символом горы, которая опоясывает всю землю (Табари, XXVI, 93). Вместе  с тем указано, что это сведение почерпано из израильских мифов (Ибн Кясир, IV, 221).

Содержание суры «Каф» можно охватить двумя разделами. В первом разделе (1-15 аяты) обращается внимание на то, что язычники отрицают присланного им Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и возможность воскрешения после смерти, и приводятся космологические доказательства могущества Аллаха. Внимание привлечено к небу, земле, горам, спускающимся с небес водам, деревьям хурмы, садам и растениям. Таким образом, людей побуждают осознать мудрость в создании всего этого, заставляют задуматься о том, что, с учетом данных примеров, оживление человека после смерти не составит для Всевышнего большого труда.  В том же разделе, помимо этого, привлечено внимание к тому, как некоторые племена обвиняли во лжи присланных к ним пророков.  Перечисление только названий этих племен без каких-либо подробностей может свидетельствовать об осведомленности арабов о них уже в то время. Кроме того, была поставлена задача рассказать не историю народов, а то, к каким печальным последствиям привело их поведение, чтобы собеседники извлекли из этого урок.  Одновременно преследовалась цель принести утешение Посланнику Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) напоминанием о том, что Его предшественники также сталкивались с обвинениями во лжи.

Во втором разделе суры (аяты 16-45) в качестве аргумента неверящим в воскрешение после смерти сообщается: сотворившая человека сила знает все, вплоть до его тайных мыслей и чувств.  В этой части использован такой стиль, который, привлекая внимание собеседников к теме загробной жизни, пробуждает в них внутренний трепет и, таким образом, заставляет их защитить себя от подобного ужасного конца. Кроме того, рассказывается о наградах, которые ожидают на том свете благочестивых людей. Выражение «Мы более близки к человеку, чем яремная вена» (16-й аят) имеет большое значение для пробуждения в людях чувства глубокой ответственности за свои действия и мысли.  Ближе к концу суры выражается пожелание Пророку (салляллаху алейхи ва саллям), чтобы он проявлял терпение по отношение к неверящим и в различное время дня вспоминал Аллаха с уважением и восхвалением.

После аятов с кратким и убедительным описанием сцен Конца света и Судного дня, идет напоминание об осведомленности Аллаха обо всем, что говорят упрямые язычники. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) не обязан насильно заставлять их поверить, а должен посредством Корана увещевать людей с добрыми намерениями, которые способны воспользоваться предупреждениями Великого Творца.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) читал суры «Каф» и «Камер» после суры «Фатиха» во время праздничных намазов (Муслим, «Салату’ль Фидайн», 14, 15; Насаи, «Саляту’ль-Фидайн», 12).  Кроме того, эта сура была в числе тех, которые Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) чаще всего читал во время первого ракаата утреннего намаза (Дарими, «Салят», 66; Муслим, «Салят», 168-169).  Также частое чтение Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) суры «Каф» во время пятничных проповедей свидетельствует о важности затронутых в ней тем, в частности, разъяснений и увещеваний по поводу будущей жизни, и необходимости частого напоминания людям об этом.

  Известно, что соседка Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) Умму Хишам бин Хариса (радыяллаху анха) выучила суру «Каф» наизусть, слушая ее от него на пятничных проповедях (Муслим, «Джума», 50-52).

{youtube} 2zorT_5zvPQ {/youtube}

Share.