facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

В Коране — о мечети Аль-Акса

0

Первая Кибла в Исламе — это мечеть Аль-Акса в Иерусалиме (аль-Кудс), святыня трех религий. В Коране существуют аяты, в которых говорится об этой мечети.

В исламской традиции названия Масджид аль-Акса, Байт аль-Макдис или мечеть Аль-Акса закрепились за Иерусалимским храмом, т. е. храмом, построенным пророком Сулейманом (алейхиссалям) на Храмовой горе в Иерусалиме.

После завоевания города в 638 году благочестивый Умар (радыяллаху анху) построил на месте тогда уже разрушенного храма святилище, которое неоднократно расширялось и перестраивалось разными халифами в более поздние времена и сейчас известно под названием мечеть Аль-Акса. Аль-Аксу не следует путать с Куполом Скалы (Куббат ас-Сахра) — восьмигранной мечетью с золотым куполом, превратившейся в символ Иерусалима.

В Коране сказано: «Слава Тому, кто перенёс ночью Своего раба, чтобы показать ему часть Наших знамений, из Заповедной мечети в Масджид ал-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он — слышащий, видящий» (Сура «аль-Исра», 17 / 1).

И в этой же суре: «Если вы вершите добро, то вершите для себя; если же вы вершите зло, то опять же для себя. Когда настанет последний срок наказания [за ваши бесчинства], [то Мы направим против вас новых врагов], чтобы они причинили вам зло, вошли в [Иерусалимский] храм, подобно тому как вошли [их предшественники] в первый раз, и чтобы они до основания разрушили то, чем завладели» (Сура «аль-Исра», 17 / 7).

Все комментаторы Корана единодушны по поводу того, что в этих аятах речь идет о мечети аль-Акса в Иерусалиме (Навави, III, 327). В этом отрывке говорится о событии Исры и Мираджа — представляющим собой чудесное ночное путешествие Пророка Мухаммада (мир ему) в Иерусалим и его вознесение на небеса.

Согласно историческим данным, Байт аль-Макдис был разрушен в 70 году н.э. Но на его месте все равно сохранялось какое-то святилище. Именно его и посетил Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Это единственный аят, в котором конкретно упоминается название Масджид аль-Акса. Во всех других случаях она не называется, но комментаторы Корана считают, что речь идет о ней.

В другом аяте говорится: «[Вспомни,] как Муса сказал своему народу: «О, народ мой! Помните милость, оказанную вам Аллахом, когда Он назначил среди вас пророков, сделал вас господами и даровал вам то, чего не даровал никому из обитателей миров. О, народ мой! Войдите в землю священную, которую Аллах предписал вам; не обращайтесь вспять [от страха перед ее правителями], а не то потерпите урон» (Сура «аль-Маида», 5 / 20-21).

Священная земля — это Кудс (Иерусалим) и его окрестности, т. е. Палестина.

Еще в одном аяте говорится: «Мы даровали в наследие тем, которые были до того в небрежении, края восточные и западные на земле. Благословили Мы эту землю, и сбылось слово прекрасное Господа твоего, данное сынам Исраила за то, что они были терпеливы. Мы искоренили то, что вершил Фир’аун и его люди, и разрушили то, что они воздвигали» (Сура «аль-Араф», 7 / 137).

Земля, о которой говорится в этом аяте, — Палестина. После того как сыны Исраила спаслись от египетского плена, они поселились в Палестине, где основали свое царство.

Также в Коране говорится: «[Закария] вышел из алтаря к своим людям и дал им понять [жестами]: «Славьте [Господа] утром и вечером» (Сура «Марьям», 19 / 11)

Под молельней (михраб) в данном аяте имеется в виду Иерусалимский храм, который служил местом поклонения в то время, т. е. Байт аль-Макдис. И в продолжение: «Мы сделали сына Мариам и его мать знамением и поселили их в убежище на холме, где в укромном месте протекал ручей» (Сура «аль-Муминун», 23 / 50).

По мнению толкователей Корана, упоминаемый в аяте холм — это тот, который сейчас именуется Храмовой горой, где сейчас и располагается Аль-Акса.

В Коране сказано: «Кто же больший грешник, чем тот, кто запрещает в храмах Аллаха поминать имя Его и кто стремится разрушить эти [храмы]? Таким не следовало бы ходить туда без чувства страха. Позор им в этом мире, а в будущем мире — великие муки» (Сура «аль-Бакара», 2 / 114).

Комментаторы Корана сообщают, что этот аят был ниспослан о римлянах, которые разрушили Иерусалимский храм или Байт аль-Макдис и убили его прихожан (Тафсир Кади Байдави).

Share.