{jathumbnail off} В зимний период в Мекке проходят экстренные строительные и реставрационные работы в главной мечети мусульман. Заповедная мечеть в последнее время не могла выдержать увеличивающееся количество мусульман, желающих совершать Умру и коллективные молитвы. В срочном порядке власти Аравии приняли решение сломать исторические стены и минареты, чтобы соединить мечеть с другими территориями, включив их в здание основной мечети.
Мусульмане неоднозначно восприняли это решение. Некоторые посчитали ремонтные работы очередным посягательством властей на историческую память и желание искоренить мусульманские реликвии.
Подобное обвинение имеет место быть: саудийские власти пренебрежительно относятся к историческим ценностям мусульман. Подобную деятельность они оправдывают стремлением сохранить Единобожие в чистом виде, опасаясь того, что мусульмане будут поклоняться тем или иным предметам, местам, вещам.
Для людей, приехавших в Мекку из стран, где много музеев, по крайней мере кажется странным саудовское восприятие исторического материала. К примеру, в России огромное количество музеев, галерей, заповедников, но ни одному человеку не придет в голову поклоняться им или обожествлять их.
Наглядный исторический материал является предметом для более глубокого и живого осмысления событий, свидетелями которых современникам уже не быть. Предметы материальной культуры – это знания, сокрытые в вещах. Саудиты лишают мусульман права иметь знания, помогающие оживить историческую картину важных вех мусульманской истории. Не осталось в Мекке исторического города, домов сахабов, дом же, в котором родился Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), отдан под библиотеку, для доступа в которую нужно специальное разрешение. Мусульмане, понимающие что таким образом обкрадывается и замалчивается их прошлое, в частном порядке пытаются что-то делать, например, открывают небольшие музеи общей тематики «История Мекки», где представлены макеты кустарной работы. С их помощью добровольцы рассказывают о географических особенностях Мекки и ее окрестностей, об изменениях, происходивших с Каабой и постройками мечети, об атмосфере, в которой Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) начинал свои проповеди и доносил людям Откровения от Всевышнего.
Однако очередной снос исторических стен мечети связан не столько с трагическим и пагубным отношением к истории, сколько насущной необходимостью: мусульманам действительно необходимо больше территорий для молитв. Число желающих совершить Умру мусульман увеличивается с каждым годом в разы. Этому способствуют и улучшение материального положения мусульман, и доступность транспортных средств, и развитие различных технологий, и желание самих мусульман побывать в Священных землях.
Новоиспеченный король Саудовской Аравии 79-летний Салман (принял королевский сан после смерти своего брата 23 января 2015 года) для начала задобрил граждан своей страны, раздав им из казны 30 млрд. долларов, затем как хранитель двух святынь поручил властям открыть вновь расширенные зоны Заповедной мечети в Мекке по проекту покойного короля Абдаллы.
Проект предусматривал создание дополнительного пространства мечети и ее окрестностей по меньшей мере для полмиллиона верующих. Лично от себя новый король Салман приказал обеспечить перевод пятничной проповеди в 2 главных мечетях Саудовской Аравии, в Мекке и Медине, на турецкий и хауса языки в дополнение к английскому, французскому, урду и малайскому, однако еще стоит продумать как технически сделать доступными эти проповеди для всех желающих.
Следует отметить, что несмотря на строительные работы, количество совершающих Умру не уменьшилось. Мусульмане, не сговориваясь, после совершения тавафа спешно покидают центральное место, чтобы освободить его другим. Если один намаз они совершают в самой мечети, то следующий намаз — во дворе мечети. Именно этой чуткостью мусульман по отношению друг к другу объясняется тот факт, что паломники практически не чувствуют неудобств, всецело посвящая себя богослужениям.
Специально для сайта «Ислам и семья» Мухлиса Курбанова