facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

В отпуск всей семьей: Мозамбик

0

{jathumbnail
off} Республика Мозамбик расположена на восточном побережье Южной Африки и граничит с Танзанией на севере, с Мадагаскаром в Индийском океане на востоке и Свазилендом на юге, с Зимбабве, Замбией, Малави и озером Ньяса на западе. Площадь этой страны – 799 380 квадратных километров. Мозамбик имеет длинную береговую линию в Индийском океане протяженностью 2400 километров. Климат преимущественно тропический с переходом в субтропический.

В стране имеется несколько больших рек, которые берут начало в горах к западу от Мозамбикского канала. Наиболее значительная водная артерия — река Замбези. Также известны за пределами Мозамбика река Ровума на границе с Танзанией, Саф и Лимпопо, озеро Малави.

Общая численность населения Мозамбика составляет около 21,2 миллиона человек различных вероисповеданий — мусульман, христиан и язычников. Они говорят на многих языках: махува, бантус, сена, ндау и шанган, хотя португальский является официальным языком в стране. Крупные города: столица Мапуто, Инхамбане, Бейра, Квелимане, Нампула, Бимбма. Мусульмане составляют значительную долю жителей Мозамбика – чуть менее 40%.

Принятие Ислама

История Ислама в Мозамбике насчитывает несколько столетий. Ее распространению способствовали арабские торговцы и мусульмане- выходцы из Азии, которые переселились на северные острова в VIII, IX и Х веках. Об этом свидетельствуют даже записи португальских колонизаторов, захвативших территории в XVI веке.

Еще одним свидетельством доминирования Ислама в стране является название местной денежной единицы, метика, что является искажением арабского слова «митхал». Также мусульманские обычаи сохранились здесь с незапамятных времен и считаются народными традициями у всех без исключения жителей Мозамбика. Мусульмане населяли более 90% островов, поэтому в архитектуре строений чувствуются исламские веяния, на одном острове сохранились руины мечети и другие памятники.

Мое открытие Мозамбика

Моя первая поездка в Мозамбик состоялась в далеком 1988 году, когда в числе специалистов я отправилась по заданию правительства помогать жителям африканских стран. Я работала врачом в крупнейшей государственной клинике — Центральной больнице города Нампула, являющейся третьей по величине в Мозамбике. Этот медицинский центр был создан при владычестве португальцев.

Жизнь в городе Нампула стала для меня настоящим открытием. Это крупный населенный пункт, где тесно живут свыше 300 000 человек. Он расположен на севере страны и считается одним из трех крупных штатов с наиболее высокой численностью мусульман.

Нампула является торговым и промышленным центром страны. К тому же, все гости города чувствуют проявления исламской культуры во всем. С минаретов пять раз в день раздается азан, строятся новые мечети. Мусульманки удачно комбинируют хиджаб с современной одеждой, активно посещают занятия по Исламу, ходят на пятничный намаз.

Остров Мозамбики

Во время работы я также старалась путешествовать по Черному континенту. Однажды я побывала на Мозамбики – коралловом острове в Индийском океане. Его население – порядка 42 тысяч жителей. Я заметила, что мусульмане живут очень скученно, так как места явно недостаточно.

Остров расположен в 175 километрах от Нампулы. Трехкилометровый старинный мост соединяет его с материком. Мозамбики внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО благодаря прекрасному смешению памятников истории, культуры, архитектуры африканцев, арабов и индусов.

На острове довольно сложно найти питьевую воду, поэтому местные жители вынуждены собирать дождевую воду в резервуары, которые хранятся в частных водоемах и старых фортах, расположенных на севере Мозамбики. Кроме того, здесь отсутствует канализация.

На острове построены три крупные мечети, где в пятницу проходят коллективные богослужения и обязательный пятикратный намаз. Однако далеко не все мусульмане – как гости острова, так и коренные жители – знают, что название Мозамбик здесь впервые прозвучало в шестнадцатом веке, после того как португальцы установили контроль над этими территориями. Изначально остров именовался в честь одного из султанов – Муса ибн Беки, который управлял им до прихода колонизаторов.

Португальцы на свой лад исказили прежнее название, пытаясь произнести его. Захватчики разрушили около 300 старинных мечетей и изгнали мусульман на маленькие острова. Они стали постепенно возвращаться на исконные территории лишь после того, как колонизаторы основали новую столицу на юге Мозамбика в 1898 году, которая стала называться Лоуренс Маркес. После обретения независимости вместо этого города столицей стал Мапуту. Мусульмане построили там первый университет в память о правителе Мусе ибн Беки. Сейчас это образовательное учреждение перемещено в Нампулу.

Португальские колонизаторы и мусульмане

Многие посетители Мозамбики отмечают, что после проезда через шаткий мост, который отделяет остров от материка, они видят вереницу домов, которые построены очень плотно и в хаотичном порядке. Точнее, они мало похожи на привычные здания или жилища, так как представляют собой нагромождение камней. Вот ярчайшее проявление бедности!

Если поехать на северную часть острова, то можно увидеть иной пейзаж: старинные дворцы, сохранившие былой цвет и величие, атмосферу безопасности, широкие площади, тенистые сады, фонтаны и прямые улицы с высаженными по обе стороны деревьями. Религиозные постройки – как мусульманские, так и христианские, — очень ухоженные и охраняются государством. Эти территории были заселены португальцами после того, как они изгнали мусульман в южную часть острова, известную как Каменный город. Колонизаторы воздвигли дворцы из добытых камней и кораллов.

Местные жители рассказали мне, что с момента прибытия португальцев в Мозамбик и до 1960 года они проводили враждебную и расистскую политику в отношении мусульман. Иноземные правители закрывали медресе и курсы обучения Корану, конфисковывали исламские книги, заставляли юных мусульман ходить на занятия к католическим миссионерам, менять исламские (арабские) имена на христианские, лишали доступа к образованию и запрещали следовать предписаниям Ислама.

Несмотря на все это, португальцы не смогли искоренить религию в сердцах местных жителей. В начале 1960-х годов их власть начала слабеть, одновременно на острове появился национальный освободительный фронт. Тогда португальские власти попытались привлечь на свою сторону шейхов и мусульманских лидеров в надежде на то, что они остановят сопротивление. Они поменяли политику, стали финансировать Хадж, восстанавливать мечети. Губернатор Мозамбика посетил крупные исламские центры и присоединился к празднованию Рамадан-байрама, объявив эти дни выходными.

(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)

Share.