facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Живопись и скульптура в Коране и Сунне

2

Негативное отношение в божественных религиях к живописи и скульптуре связано с препятствованием идолопоклонничеству. Второй из основных запретов иудейства касался идолов и рисунков. В истории христианства также наблюдались попытки запретов на рисование и создание скульптур (Башоглу, 2007, с. 579).

В Коране есть аяты, связанные с изображением живых существ: «О, вы, которые уверовали! Опьяняющий напиток, майсир, [жертвоприношения] на каменных жертвенниках [и гадание] по стрелам — скверные деяния, [внушаемые] шайтаном. Сторонитесь этого, быть может, вы преуспеете» (Сура «аль-Маида», 5 / 90).

«Каменные жертвенники» в данном аяте обозначают идолов, сделанных для какого-либо ритуала. Другое толкование наделяет их ролью мест, на которых лицемеры приносили жертвы своим идолам. Коран запретил идолопоклонничество и, соответственно, создание идолов. Аналогичный запрет отражён и в хадисе. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) после осады Мекки заставил разбить стоявших в Каабе идолов и предостерёг: «Кто посмеет отныне создать подобные предметы, будет считаться отрицающим ниспосланное Мухаммаду» (Муслим, «Джихад», 84).

Еще один аят гласит: «Они (джинны) создают для него (Сулеймана (алейхиссалям)) то, что он пожелает: алтари, изваяния, чаши, огромные, как водоёмы, прочно стоящие котлы» (Сура «ас-Саба», 34 / 13).

Перечисленное в аяте трактуется как «изваяния». У этого аята, по мнению муфассиров, может быть два значения:

1) Так обозначены не живые существа, а изображения неодушевлённых объектов вроде деревьев, гор и морей.

2) Во времена Сулеймана (алейхиссалям) можно было создавать статуи. В Исламе это разрешение было отменено. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям), увидев на двери своего дома занавеску с рисунком, произнёс: «Самые страшные муки в Судный День ожидают тех, кто пытается делать нечто подобное творениям Аллаха». После этого Аёша (радыяллаху анха) сделала из занавески наволочку (Бухари, «Либас», 9).

Когда профессиональный художник спросил мнения Ибни Аббаса, тот посоветовал рисовать только неодушевлённые предметы. Самое страшное наказание для живописцев объясняется их попыткой подражать Аллаху и пытаться сделать нечто подобное Его творениям. Ибн Аббас пояснял, что идолопоклонничество возникло в результате изготовления статуй уважаемых людей для сохранения памяти о них (Бухари, «Тафсир», 71 / 1). 

Живопись и скульптура в богословской литературе

Рисунок в арабской литературе обозначается словом «сурат», которое переводится как «форма, вид, крой, рисунок». «Образ» по смыслу также близок к этому слову. Некоторые считают эти слова синонимами. Филологи делят изображения на два вида: к первому относятся имеющие тень (например, статуи), ко второму — остальные, вроде рисунков и чертежей. Изображение включает в себя как живых существ, так и неодушевлённые предметы. Образ относится только к обладающим душой созданиям.

Учёные разделяли живопись и скульптуру не по жанру, а по цели и сюжету произведений. Нет ничего предосудительного в изображении естественных предметов: деревьев, гор, звёзд и других природных красот. Однако недопустимо, если среди них будут произведения, которые созданы с целью поклонения. Нет никакой опасности в изображении того, что произвёл или построил человек. Можно рисовать дома, храмы, автомобили и корабли и нечто подобное. Единодушно признаны не возбраняемыми Шариатом такие виды искусства как эбру (техника рисования на воде с последующим переносом изображения на бумагу), тазхип (иллюминирование), ковроткачество и производство керамических изделий.

Нет ничего страшного в том, что живых существ пытаются рисовать дети. Также не запрещены рисунки и фотографии, необходимые в процессе обучения, для создания удостоверений личности, паспортов, составления фотороботов и в других подобных ситуациях. В зависимости от потребностей общества эти фотографии могут быть просто необходимостью.

Относительно изображения живых существ существует два различных мнения. Первое является основным для последователей мазхаба Малики. Согласно ему, не запрещено изображать живые существа. Однако это не должны быть изображения идолов и предметов, которым люди будут поклоняться и считать святыми. Например, изображения пророка Исы (алейхиссалям) и Марьям. Эти предметы также запрещено покупать и продавать. Второе мнение относится к последователям мазхаба Ханафи, Шафи и Ханбали. Согласно ему, изображать живые существа запрещено, причем не делается различия между живописью и скульптурой. Это также относится к изображению вымышленных существ или изменению настоящих (например, добавление к коню крыльев).

Если живопись используется без проявления почтительности, большинство учёных считают её разрешённой. Например, не представляют опасности рисунки на постеленных на пол коврах или покрывалах кроватей.

По мнению учёных, трёхмерные изображения являются недозволенными. Однако если изображены не все части тела, то запрета нет. Например, нет никакой угрозы в статуе, не имеющей таких жизненно важных частей, как голова или туловище. Кроме того, нет возражений против создания скульптур из недолговечных материалов.

Единодушно запрещено создавать рисунки или статуи с целью поклонения или обожествления их. Это относится как к их производству, так и к продаже.

Если сюжет изображения противоречит нормам морали, например, содержит нечто непристойное, то оно непозволительно.

Нежелательно совершать намаз в помещении, в котором находится изображение. По мнению алимов мазхаба Ханафи, ситуация усугубляется, если оно находится перед совершающим намаз человеком в направлении на Киблу. Допускается выполнять богослужения по соседству с изображениями вроде денег в виду их небольшого размера и отсутствия культового значения. В то же время они должны находиться в закрытом месте, например, в кармане.

Учёные, считающие подобные виды искусств недопустимыми, разошлись во взглядах на основания. По их мнению, причиной запрета может служить следующее:

1) Изображение может со временем привести к поклонению кому-либо, кроме Аллаха.

2) Причина запрета — попытка подражания созидательной способности Всевышнего.

3) Это напоминает поведение лицемеров-мушриков: создание изображения — своего рода почитание.

Согласно преданию, Джабраиль (алейхиссалям) не посещает места, где есть изображения. Однако некоторые люди утверждают, что это относится только к нему.

Share.