facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Что есть сон? Истина? Наущения? Картины пережитого?

0

Сон — одно из многих знамений Аллаха.

В Коране говорится: «И [ещё] из Его знамений — это ваш сон ночью и днём и то, что вы взыщете Его милости. Воистину, в этом — знамения для людей внемлющих» (Сура «ар-Рум», 30 / 23).

Это проявление Милости Всевышнего к Своим рабам: «Именно Он сделал для вас ночь одеянием, сон — упокоением, а день — возвращением [к жизни]» (Сура «Фуркан», 25 / 47). В другом аяте подчёркивается: «…даровали вам сон для отдохновения, сделали ночь покровом» (Сура «ан-Наба», 78 / 9—10).

Ислам отвёл особое место сновидениям и обратил внимание на их значение.

Во время ночного отдыха человеку открываются тайные знания, Всевышний ниспосылает откровения Своим избранникам: «Он — Ведающий о сокровенном. И Он никому не откроет Своего сокровенного [решения], за исключением тех посланников, которыми Он доволен, к которым Он приставляет спереди и сзади стражей (т. е. ангелов)» (Сура «аль-Джинн», 72 / 26—27). В Коране сообщается, что в эту пору на непокорных обрушивалось наказание: «Неужели жители селений полагали, что Наша кара не настигнет их ночью, когда они спят?» (Сура «Араф», 7 / 97).

В Коране содержатся многочисленные описания вещих снов посланников Аллаха. Например, о поклонении Юсуфу (алейхиссалям) одиннадцати звёзд, солнца и луны, который был истолкован как восхождение к вершинам власти и почтение со стороны братьев и родителей; сон двух сокамерников Юсуфа, один из которых был освобождён, а другой — казнён. Египетский царь увидел во сне, как тощая корова поглотила тучную, и это предвещало засуху и голод после нескольких урожайных лет. Мать Мусы (алейхиссалям) видела, как положила своего ребёнка в корзину и отпустила плыть по реке: «Когда внушили матери твоей откровение». Слово «откровение» в этом аяте означает сновидение). А Ибрахиму (алейхиссалям) во сне пришла весть о принесении в жертву его сына Исмаила.

Подробно описаны сны Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям): о малом числе язычников в битве при Бадре, который означал их поражение от рук мусульман — «Как во сне показал тебе Всевышний неверных малочисленными»; о вступлении в Запретную мечеть верующих с обритыми головами, который был истолкован как открытие Мекки и паломничество к Каабе: «Претворил Он в явь сновидение Посланника Своего». Известно, что первые божественные послания Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям) приходили именно во время ночного отдыха, из которых он узнал о своём предназначении. Айша (радыяллаху анха) говорила, что каждый увиденный им сон реализовывался в жизни так же обязательно, как наступал утренний рассвет (Бухари, «Бадуль-вахий», 3). Изначально к Пророку (саляллаху алейхи ва саллям) приходил ангел Джабраиль (алейхиссалям). И так продолжалось в течение шести месяцев («Риядус-салихин», том 4, стр. 391).

Убада Тубнус-Самит (радыяллаху анху) однажды попросил Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) растолковать аят «Предназначена радостная весть о доле благой в этой жизни и будущей» (Сура «Юнус», 10 / 64). Он ответил: «Здесь подразумевается благая (радостная) весть — вещие сны. Му`мин увидит их, или они будут ему показаны» (Тирмизи, «Руйя», 3(2276)).

Известны следующие хадисы: «Ближе к Концу Света вещие сны истинно верующих будут всё более и более правдивыми» (Тирмизи, «Сунан», 2275). «Самые правдивые сны — во время зари, перед утренней молитвой» (Тирмизи, «Сунан», 2279). Али ибн Абу Талиб (радыяллаху анху) говорил: «Нет разницы между сном дневным и сном ночным. Равная возможность увидеть правдивый сон в эти времена суток. Нет различий между снами мужчин и снами женщин» (Бухари).

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) иногда давал толкования снам сахабов («Кутубу Ситте», том 17, стр. 533—534). После утреннего намаза он поворачивался лицом к молившимся за ним и спрашивал: «Кто-нибудь видел сегодня ночью сон?» (Тирмизи, «Сунан», 2299). Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Сновидения бывают трёх видов: вещий сон — добрая весть от Всевышнего,сон от шайтана и сновидение — разговор человека с собой» («Кутубу Ситте»,том 2, стр. 457—458).

Говоря о значении вещих снов, Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) обращал внимание, что они составляют одну сорок шестую часть пророчества. Потому что отрезок времени в шесть месяцев, когда ему ночами передавались откровения, соответствует 1/46 части 23-летнего периода его миссии (Бухари, «Табир», 26; Муслим, «Руйя», 6).

В одном из хадисов передаётся: «Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пророчество и посланничество завершено. После меня уже не будет послано ни Пророка, ни Посланника». Когда он увидел, что это известие расстроило джамаат, то добавил: «Но есть те, кто принесёт добрую весть» и пояснил: «Это праведный, вещий сон мусульманина. Он является частью из частей пророчества» («Кутубу Ситте», том 2, стр. 457—458). Это означает, что сон мусульманина содержит толику знания пророчества, почёрпнутых из вечности («Риядус-салихин», том 4, стр. 394).

Вещие сны — чёткие и ясные, они до мельчайших подробностей запечатлеваются в памяти и редко забываются. Человек, увидевший его, обычно пребывает в состоянии одухотворённости. Имам Ахмад говорил: «Хорошие сны радуют верующего, не вводят его в заблуждение». Вещие сны ниспосылает Аллах: это добрая или предостережение, чтобы мусульманин пробудился и жил, проявляя бдительность и внимательность. Немало людей после этого прекращали совершать грехи и плохие поступки, а затем исправляли свой характер.

Мусульманин способен видеть вещие сны в той мере, в какой его быт схож с образом жизни и культурой поведения Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Он предупреждал, что сны становятся явью согласно трактовке первого толкователя: «Не рассказывайте сон случайным людям» («Кутубу Ситте», том. 17, стр. 532). В одном из хадисов говорится: «Поведайте вещий сон только любимому, уважаемому вами человеку, или тому, кто умён и мудр, чтобы правильно растолковать» (Тирмизи, «Сунан», 2283). Вещие сны нуждаются в расшифровке знающих людей, достигших нравственного совершенства, благочестия, имеющих крепкую веру, владеющих знанием тафсира (толкования Корана), хадисов, фикха (исламского законоведения).

Нельзя рассказывать хороший сон человеку, который проявляет явную неприязнь, или грешнику, который не соблюдает повеления Всевышнего. Если толкователь не сведущ в вопросах понимания сновидения и имеет плохую нравственность, его случайные фразы могут отрицательно повлиять на человека и посеять в его душе беспокойство и тревоги («Кутубу Ситте», том 17, стр. 532).

Второй вид снов — видения, внушаемые мусульманину шайтаном, чтобы испугать или испортить настроение, навеять неприятные и тягостные мысли. Обычно человеку снится, что он является участником катастроф, конфликтов, падает с высоты. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) во многих хадисах рекомендовал никому не рассказывать о плохом сне. Джабир (радыяллаху анху) рассказывал о совете Посланника Аллаха: «Если кто-то из вас увидит страшный сон, пусть повернётся на левую сторону и плюнет три раза, трижды произнесёт «аузу», прибегая к защите Всевышнего от зла шайтана, а затем перевернётся на другой бок. Тому, кто поступит так, плохой сон никогда не принесёт зла» (Муслим, «Руйя», 5; Абу Давуд, «Адаб», 88; Ибн Маджа, «Табир», 4; «Риядус-салихин», стр. 399).

Не нужно плеваться в буквальном смысле, а следует произнести три раза «тьфу-тьфу-тьфу». Это означает показать пренебрежение к шайтану, изгнать его из сна, унизить и ослабить. Проснувшись, необходимо произнести слова защиты: «Аузу билляхи минаш-шайтани-р-раджим». Мусульмане, начиная любое дело, обращаются ко Всевышнему и просят Его защиты и покровительства. Менять положение тела после дурного сна означает надежду на изменение видений в лучшую сторону по Милости Аллаха.

Сны от шайтана не имеют толкования, запутаны, не запоминаются, вносят тревогу и смуту в сознание человека. Однажды к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) прибежал взволнованный бедуин и рассказал, что видел во сне, как ему отсекли голову и она откатилась. Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) ответил: «Не давайте слугам Иблиса играть вами во время ночного отдыха. Никому не рассказывайте об этих снах» (Муслим). В другом хадисе также сказано: «Если же кому-то приснится что-то неприятное, пусть не рассказывает об этом никому, а встанет и совершит намаз» («Кутубу Ситте», том 17, стр. 530).

Третий вид снов — прокручивание событий минувшего дня, отражение впечатлений, мыслей и деяний. Например, человек днём или вечером покушал солёное и видит во сне, что пьёт много воды. Или же он видит проблему, которая давно мучает его. Такие сны не поддаются толкованию. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) характеризовал их как «речь нафса».

Как передает Ибн Умар (радыяллаху анху), Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Большая ложь — сообщать о том, что видел сон, хотя на самом деле никакого сна не было.Это похоже на клевету» (Бухари, «Табир», 45). Такой человек в первую очередь наводит клевету на Всевышнего. Он утверждает, что узрел то, что на самом деле Аллах не показывал. Такой поступок считается большим грехом.

Люди, без всякого сомнения, остаются под влиянием снов. А врать, используя это человеческое свойство, — плохое намерение. За такое деяние ждёт наказание в Судный день. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) описывал тяжесть мучений в Ахирате: лжецам будет приказано застегнуть друг в друга два зернышка ячменя. Это страшная кара, потому что невозможно соединить эти половинки и сделать петельку. Поэтому пытка грешников будет бесконечной.

Хороший, добрый, правдивый сон — от Всевышнего, проявление Его Милости и Щедрости. За него мусульманин должен благодарить Творца, как и за все блага, ниспосланные Аллахом.

Отец мусульманского сонника Ибн Сирин

Мусульманский сонник от «А» до «Я»

Share.