facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Что такое «ваджибуль-вуджуд»?

0

Вуджуд — это существование Всевышнего. Аллах не нуждается в ком-то или в чём-либо, и Его небытие исключено. Творца называют «ваджибуль-вуджуд» — обязательно существующий. Всё творения в этом мире созданы Им и поэтому считаются «мумкинуль-вуджуд» — потенциально существующими, так как они появляются и исчезают.

В Коране сказано: «Аллах нет бога кроме Него, Живого, Сущего; не овладевают Им ни дремота, ни сон; Ему принадлежит то, что в небесах и на земле» (Сура «аль-Бакара», 2 / 255).

Этот удивительный мир поражает соразмерностью и гармонией с первого дня сотворения. Известно, что земная ось наклонена на 23,5 градуса, и благодаря чему происходит смена времён года.

Без этого в одной части планеты было бы нескончаемое лето, а в другой — зима. А если бы расстояние между Землёй и Солнцем увеличилось, то наша планета превратилась бы в огромную ледяную глыбу. Если же Солнце хоть немного приблизится, то его жар испепелит Землю. Но все космические тела движутся по строго предначертанным орбитам.

Непостижимо сложный механизм мироздания указывает на Единство, Могущество и Величие Создателя. Священные аяты подчёркивают: «И небо Он воздвиг [над вами], и установил весы» (Сура «ар-Рахман», 55 / 7); «[Аллах], Который сотворил семь небес, одно над другим сводами. В Творении Милостивого ты не увидишь нестройности. Возведи взор: увидишь ли какой недостаток? Потом возведи взор другой раз: вернётся к тебе взор униженный и утомлённый» (Сура «аль-Мульк», 67 / 3—4),

Если хозяин фруктового сада вдруг однажды утром увидит поваленные деревья и беспорядок, то подумает о прошедшем урагане или стихийном бедствии. Однако если на месте не окажется, скажем, каждого третьего дерева, то фермер тотчас догадается, что это сделал не ветер, а злоумышленник. Как же человек называет результатом случая этот гармоничный мир и не может допустить и мысли, что порядок в пяти или десяти поваленных деревьях — всего лишь разгул стихии? Как может он считать, что Вселенная создана сама по себе?

Смиренная душа различит в цепи причин их Создателя — Аллаха. Но Иблис готовит ловушки смертным на каждом шагу. Д. Руми учит: «Не играй своей верой с шайтаном! Он — вор, который выжидает у двери и ночью стучит в неё. Взяв светильник в руку, ты идёшь посмотреть, кто пришёл. Но всякий раз, когда чиркаешь спичкой, шайтан тушит пламя. Не разобравшись, в темноте ты шепчешь: «Отсырели спички…», и вор остаётся незамеченным. Светильник — это твоя вера, а темнота — гафлет, которым пользуется шайтан, чтобы не дать зажечь фитиль. Он заставляет забыть о Творце всех причин и крадёт всё ценное из твоей души, опустошает её к Судному Дню. Если ты допускаешь это, то остаёшься в неведении как о Создателе, так и об Его творениях».

В Коране сказано: «Поистине, боятся Аллаха из Его рабов знающие» (Сура «аль-Фатыр», 35 / 28). Наука помогает постигнуть Могущество и Величие Аллаха. Исследователи макро- и микромиров изо дня в день становятся свидетелями удивительной гармонии творений, указывающей на существование и могущество Всевышнего. Эйнштейн говорил: «Бог не играет в кости! Нет в творениях случайного или неучтённого. Мы в изумлении перед равновесием и гармонией природы.… Изучающий природу — сторонник той или иной религии, ведь он — исследователь, открывающий могущество Творца. Думаю, что настоящий учёный должен быть в то же время глубоко верующим человеком. Нельзя доверять науке, лишённой веры. Религия без науки слепа, наука без религии — хрома».

Многие учёные-естествоиспытатели приходили к Исламу через ворота знаний. Это является знамением Священного Корана: «И видят те, которым даровано знание, что ниспосланное тебе [О, Посланник] от твоего Господа это есть истина и ведёт к пути Великого, Славного» (Сура «ас-Саба», 34 / 6); «Мы покажем им наши знамения по странам и в них самих, пока не станет ясно, что это истина. Разве не достаточно для твоего Господа, что Он всякой вещи свидетель?» (Сура «Фуссылят», 41 / 53).

Если внимательно посмотреть на окружающий мир, то можно увидеть несчётные подтверждения истинности этого аята. Если бы на земле обитали только люди и животные, они бы потребили весь кислород и задохнулись. Однако Творец установил равновесие: создал растения и наделил их способностью превращать углекислый газ в пригодный для дыхания воздух.

Три четверти планеты покрыты водой, а значительную часть суши занимают горы и пустыни. Однако благодаря Могуществу Аллаха оставшаяся часть земли даёт пропитание всем живым существам. Всевышний создавал виды животных последовательно, чтобы им хватило места и пищи. Благодаря секрету времени пространство увеличивается в триллионы раз. Известно, что ежегодно деревья производят миллионы семян, которые благодаря ветру способны преодолевать немалые расстояния. Если бы из каждого семени вырастало новое растение, то очень скоро они заполнили бы всю землю.

Творения Аллаха, питаясь одним и тем же, способны приносить разные продукты и плоды. Например, листья тутовника употребляют в пищу и коза, и гусеница-шелкопряд. В одном случае мы получим шерсть и молоко, в другом — шёлковую нить. А из желез оленя, который ел те же самые листья, добывают мускус. Самое могущественное создание — человек — не в состоянии изготовить мёд из пыльцы, как это делают пчёлы. Ни в одной лаборатории невозможно воссоздать цвет и запах обыкновенных полевых цветов, их живые листья или искусственным путём из травы создать хотя бы стакан коровьего молока.

Мыслящий человек везде видит подтверждение существования Всевышнего и Его Могущества. Недавно учёным стало известно о «чёрных и белых дырах» во Вселенной. Но об этом гораздо раньше было сказано в Коране: «Клянусь местом заката звёзд, а это, поистине, великая клятва, если бы вы только знали» (Сура «аль-Вакыа», 56 / 75—76).

Места в Галактике, где рождаются новые звёзды, называются «белые дыры», а места, где они умирают, — «чёрные». Из «белой дыры» выходит маленькое тело, которое мгновенно вырастает в триллионы раз и превращается в огромную звезду. Когда же звезде приходит время погаснуть, она входит в «чёрную дыру». Громадная глыба, во много раз превышающая нашу Землю, исчезает там навсегда. Придёт день, когда подобная участь постигнет и Солнце: «Когда Солнце обовьётся мраком» (Сура «ат-Таквир», 81 / 1).

Этот день станет Концом Света. Что ждёт нас потом? Мыслящий человек понимает, что наша планета для Всевышнего Аллаха — лишь одна из пылинок в пространстве. На ней уместились океаны, горы, равнины, люди, которым остаётся лишь склониться перед Могуществом Господа.

Человек с чутким сердцем постоянно встречается в жизни с проявлениями сыфатов Аллаха: Хаким (Мудрый), Кадир (Всемогущий), Кайюм (Сущий Сам по Себе), Раззак (Дающий средства к существованию). В Коране сказано: «Разве они не путешествовали по земле и нет у них сердца, которым бы они поняли, или ушей, готовых слушать? Поистине, слепы не их глаза, а слепы их сердца в груди» (Сура «аль-Хадж», 22 / 46).

Для здравомыслящих людей очевидно, что Всевышний Аллах — Господь миров. Они видят подтверждение этому во всём окружающем и потому не нуждаются в объяснениях. Праведники не обманываются наносным и преходящим, а постигли суть и спаслись от власти нафса. Их жизнь — ключ к пониманию хадиса «Умрите прежде смерти». Они тверды в вере, а внутренняя чистота помогла им приблизиться к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям).

Однажды великий учитель Джунайд аль-Багдади увидел группу спешащих куда-то людей и обратился к ним:

— Куда вы устремились в таком беспокойстве?

— Приехал алим, который готов привести тысячу и одно доказательство существования Аллаха. Присоединяйся к нам!

— Не счесть в этом мире доказательств для видящих глаз, слышащих ушей и чувствующих сердец. Их приводит сам Аллах! Пусть спешат те, у когоё ещё остались сомнения, а в наших душах нет даже и тени, — ответил аль-Багдади с улыбкой.

Мудрецы подчёркивают, что не следует называть Всевышнего «скрытый». Можно лишь сказать, что Он прячет Свою сущность от смертных, которым не под силу увидеть её. Если комнату осветить сверхмощным прожектором, то ослеплённый человек вряд ли сможет что-то в ней разглядеть.

Share.