facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Имам Ахмад бин Ханбаль

0

Имам Абу Абдуллах Ахмад бин Ханбаль родился в 164 году по Хиджре (в 780 году по европейскому календарю). Он  происходил из знатного рода города Басры. Его дед Ханбаль бин Халял был губернатором в городе Сарахс (государство Эмеви). Отец, Мухаммад бин Ханбаль, был военным офицером. Говорят, что имам Ахмад родился в то время, когда его отец отправился в Марв как газий (воин). Он был еще младенцем, когда его привезли в Багдад, где его отец умер совсем молодым – в тридцать лет. Растила Ахмада мать – Сафийя бинт Маймуна бинт Малик аш-Шайбани.

 

Когда Ахмад подрос, мать отдала его в школу для изучения Корана и хадисов, а также кыраата и тасаввуфа. Багдад в то время был центром исламских наук, и, повзрослев, Ахмад стал посещать собрания ученых, благодаря чему приобретал все больше знаний. Особенно интересовался Ахмад бин Ханбаль хадисами, которыми начал серьезно заниматься с 15 лет. В те времена было традицией, чтобы ученики получали знания непосредственно от наставников, а не из книг. Ахмад бин Ханбаль занялся собиранием хадисов, для чего предпринимал поездки к тем, кто их знал. Его учителями были ибн Муфаддаль, Исмаил ибн Уляйа, Джарир ибн Абдуль-Хамид, Йахьйа ибн Саид аль-Каттан, Абу Дауд, Абдуллах ибн Намир, Уаки ибн аль-Джаррах. Знаменитый ученый Абу Бакр аль Байхаки назвал аш-Шафии учителем, наиболее сильно повлиявшим на духовное развитие имама Ахмада. Отношения учителя и ученика отличались теплотой и почтением друг к другу. Имам Шафии глубоко уважал своего ученика за искренность его намерений и выдающуюся ученость. Аш-Шафии, несмотря на то, что был видным ученым своего времени, обращался к имаму Ахмаду каждый раз, когда испытывал трудности в отношении хадисов, и признавал, что тот обладает глубочайшими познаниями. Имам Шафии об Ахмаде бин Ханбале говорил следующее: «Он является имамом в восьми науках: в знании хадисов и фикха, в знании Корана и словаря, в знании зухда и фикра, в знании тассавуфа, сунны и веры».

Многие выдающиеся люди, современники бин Ханбаля, высоко отзывались об этом человеке. Так, Абу Зура говорил: «Я не видел человека, который разбирался бы в любой сфере знаний, как Ахмад бин Ханбаль. Никто кроме него не достиг таких высот в знаниях». А Менха бин Яхъя отмечал: «Все лучшие качества были у Ахмада бин Ханбаля. Есть много учёных, но в науке, в зухде, в вере никто не превзошёл его». Так же отзывался об имаме Абу Дауд Сиджистани: «Я встречался с двумя сотнями учёных, но не видел такого как Ахмад бин Ханбаль. Он не поддавался мирским прихотям. Всегда говорил о знаниях».

Чтобы получать знания и встречаться с учеными, Ахмад бин Ханбаль должен был много путешествовать. Он побывал в Йемене, Египте, Алжире, Палестине, Сирии, посетил Мекку и Медину 5 раз, совершая Хадж. И три раза он совершил его пешком. Бывая в разных местах, Ахмад бин Ханбаль везде беседовал с учеными, слушал хадисы, записывая их и оставляя в своей памяти.

Он был знатоком своего дела. Он знал на память свыше 300 тысяч хадисов с пояснениями. Ахмад бин Ханбаль говорил своему сыну Абдулле: «Открой любую книгу, скажи мне любой хадис, и я передам тебе его иснад (то есть кто передает, каков этот человек)».

Однако бин Ханбаль был больше, чем просто эрудитом, обладающим великолепной памятью и знаниями в разных областях жизни.

Сделав уточнение 700 тысяч хадисов, он подготовил произведение «Муснад», включив в него 30 тысяч хадисов. Составил тафсир (пояснение) из 120 тысяч хадисов, который стал превосходным источником для толкователей Корана. Поэтому имама Ахмада стали именовать Устадуль –Муфассирин (мастер  толкователей Корана).

Почтение и уважение многих людей Ахмад бин Ханбаль заслужил не только своей ученостью, но и благочестивым образом жизни. Абдуллах – сын Ахмада бин Ханбаля – так описывал жизнь отца: «Отец каждую ночь читал одну седьмую часть Священного Корана, и каждую неделю завершал хатим (прочтение Корана от начала до конца). После совершения ночного намаза он немного спал, затем вставал и до самого утра проводил время в ибадате. Одежду заказывал из недорогих тканей. Мало ел и при этом говорил: «Этого достаточно чтобы жить»».

Имам Ахмад был скромен и не старался заслужить известность. Он говорил: «Хочу поехать в Мекку и бродить по улочкам этого города, где никто меня не знает». Он завидовал тем учёным, чья слава и известность прошли, и говорил: «Как счастливы те, чьи имена по велению Аллаха забыты». Ахмад бин Ханбаль знал, что гордость и бахвальство дурно влияют на благочестивость.

Любые знания могут оказаться бесполезными, если их только собирать и накапливать. Ими нужно делиться, они должны приносить пользу. Ахмад бин Ханбаль говорил: «Знания для человека так же необходимы, как хлеб и вода; знания – это не избыток информации и не повествование; знания – это польза, которую можно применить на деле».

И имам Ахмад делился знаниями. Из прилежного ученика он превратился в мудрого учителя. Свои сохбеты (беседы) он устраивал после полуденного намаза, в большой мечети Багдада. Присутствующие всегда были рады и счастливы его урокам. Он учил людей правильным и лёгким путям решения проблем.

У почтенного было два вида уроков. Первый был для учеников; второй предназначался для простых людей, которые приходили его послушать, восхищенные его праведностью. По некоторым сведениям, число слушающих достигало пяти тысяч человек. Вот некоторые из его мудрых высказываний, которые заставляли людей задуматься, и помогали совершать правильные поступки.

«Высшая степень добродетели – это идти к тому, который к тебе не приходит, дать тому, который не даёт, сделать добро тому, который делает плохое».

«Чтобы исправить сердце, нет лучше средства, чем быть в обществе хороших людей. И нет ничего хуже, чем быть с заблудшими и развратными».

«Не забывайте, что тот, кто приписывает вам достоинства, которых у вас нет, однажды обвинит вас в том, что вы не совершали».

«Друг, который злится, обижается, когда вы не можете исполнить его просьбу – не настоящий друг».

«В голове, заполненной высокомерием, ума не бывает».

«Таваккуль (упование) – это значит, что на всё воля Аллаха и всё, что происходит, от Него».

«У доброжелательного человека и жизнь пройдёт в радости».

На вопрос, что такое зухд (аскетизм), он ответил: «Зухд бывает трёх видов: зухд необразованного – это сторониться харама (запретного). Зухд образованного – это сторониться сверх того, что дозволено. Зухд размышляющих и мудрых – это отдаление от поступков и вещей, которые отдаляют от Аллаха».

«На всё есть благоволение. Благоволение сердца – это довольство волей Творца и согласие с судьбой».

«Грехи расшатывают веру!»

«С единоверцами трапезничать надо вместе; с бедными надо с благодарностью и щедростью; с другими надо есть с великодушием».

«Только глупцы могут восхвалять себя и радоваться этому».

«Человеку хватает малого, много (богатства) всегда недостаточно».

 «Лгать и обманывать значит потерять уверенность».

«Добродетель, благовоспитанность, знания – эти качества дополняют друг друга».

«Тот, кто ищет себе друга без изъяна, может остаться один без друга».

У имама Ахмада спросили: «Как можно назвать человека, который с утра до ночи молится в мечети и говорит, что Аллах Всевышний пошлёт ему ризк, где бы он ни был?». «Этот человек невежда. Он не знает об Исламе ничего», – ответил Ахмад бин Ханбаль.

Несмотря на авторитет, который имам Ахмад имел среди народа, он подвергся целому ряду преследований со стороны правителей того времени, которые были сторонниками философии мутазилитов. Мутазилиты утверждали, что Коран был сотворен. Этот тезис поддерживали правившие аббасидские халифы Ма’мун аль-Рашид, Му’тасим Биллях и аль-Уатик, которые сделали точку зрения мутазилитов официальной идеологией, и заставляли мусульман следовать ей.

Имам был заключен в тюрьму на длительный срок, и правители обращались с ним очень грубо. Но совесть никогда не позволяла ему соглашаться с неправильным мнением людей, стоящих у власти. Есть много свидетельств о его страданиях. В особенности он страдал в период правления Му’тасима Билляха, когда он терпеливо перенес телесное наказание и тюремное заключение.

Имам содержался в тяжелых цепях. Он был брошен в тюрьму в Багдаде, где провел почти 30 месяцев. Во все время гонений он продолжал отстаивать свои традиционные верования и не соглашался с мутазилитскими доктринами, выдвинутыми Абдур-Рахманом аль-Мутазили и Исхаком ибн Ибрахимом аль-Мутазили. Несмотря на жестокости и мучения, которым подвергался имам Ахмад, он продолжал утверждать, что Коран не был сотворен, что он – Слово Аллаха, и тот, кто говорит, что Слово Аллаха сотворено, совершает грех неверия – куфр. Наконец на престол вступил Мутаваккиля, который с большим уважением относился к богословам, к знатокам фикха и поддерживал их. В это время мутазилиты были отлучены от дворца, а Ахмад бин Ханбаль освободился от преследований и мучений.

Благодаря своим душевным качествам, стойкости и знаниям имам приобрел большую известность во всем мусульманском мире. Он создал свой путь, свой способ иджтихада — четвертый мазхаб, который был назван по его имени ханбалитским. Учил он, диктуя хадисы из собственного огромного собрания «Муснад» и прибегая к мнениям сахабов. Затем он применял эти хадисы в фетвах к различным проблемам своего времени. Если ему не удавалось найти подходящий хадис или мнение сахабов для решения той или иной проблемы, он предлагал свое собственное мнение. При этом он запрещал записывать свои суждения, стараясь внушить своим ученикам высокое уважение к основополагающим источникам Ислама – Корану и Сунне. Мазхаб бин Ханбаля опирался на следующее.

1. Коран и Сунна. Как и все муджтахиды, почтенный Ахмад бин Ханбаль если не находил решения какого-либо вопроса в Коране, то обращался к хадисам и таким образом давал ответ.

2. Иджма (собрание) и Сахаба – кавле. Вопросы, ответы на которые он с точностью не мог найти в хадисах, он решал путём иджма, где принимали единое мнение. Примером является и иджма Асхабе – кирама и табиинов (людей, получивших знания у сахабов). Там, где можно было, он давал ответ по словам сахабов. Когда же не мог найти ответ у сахабов, то обращался к самому старшему муджтахиду из табиинов и брал во внимание его мнение.

3. Если не было ни сахабов ни табиинов и муджтахидов, он обращался к хадисам, посланным от Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и слабым хадисам. Он учитывал единую мысль и в слабых и в сильных хадисах.

4. Сравнение. Сравнивая хадисы и удостоверившись, что они подтверждают друг друга и доказывают одну мысль, Ахмад бин Ханбаль излагал единое решение.

У имама было много учеников, прежде всего это двое его сыновей – Салих и Абдуллах. Имамы Бухари и Муслим, составители самых значительных сборников хадисов, также относились к числу его учеников. Абу Бакр аль-Асрам, Абдулмалик аль-Мемуни, Абу Бакр аль-Мархаз, Харб бин Исмаил, Ибрахим бин Исхак аль Харби, Имам Ахмаддин – это люди, которые обучились фикху у Ахмада бин Ханбаля. Известные ученые Абу Бакр аль-Халлял и Саид Абдулькадир Гейлани, которые посвятили жизнь распространению истины, были из мазхаба Ханбали.

Имам Ахмад написал много книг, среди которых Муснад (содержащий 30 тысяч хадисов); Китаб-ус-Сунна; Китаб-уз-Зухд; Китаб-уль-Вера валь-Иман; Фадаиль-ус-Сахабе; Ат-Тафсир; Ан-Насих валь-Менсух; Ат-Тарих; Вуджубат-уль-Куран; Китаб-ур-Редди алель-Джехмие ваз-Зенадика; Аль-Джахри ват-Тадиль; Китаб-уль-Илель ва Маарифет-ур-Риджаль. Он оставил после себя 20 томов иджтихада (религиозно-правовых норм Ислама).

Своими поступками и душевными качествами он стал примером для людей своего и последующих поколений. Он умер в 241 году по Хиджре (в 855 году) и был похоронен на кладбище “Баб Харб”. Весть о его смерти заставила плакать всех жителей Багдада. Чтобы проводить почтенного в последний путь и совершить джаназа намаз, собрались тысячи людей. Было очень много приезжих.

Имам Ахмад бин Ханбаль был человеком, который своей жизнью указывал верный путь.

Share.