facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Имам Навави: алим и праведник

0

Для человека реальная жизнь — это возможность получения знания и мудрости. А те, кто пренебрегает обучением, считаются мёртвыми, даже если они живы. На самом деле, важная цель сотворения человека — познать и передать другим то, чему мы научились.

Имам Навави появился на свет в месяце Мухаррам 631 года Хиджры, на территории Сирии в посёлке Нава. В соответствии с местом рождения его называли Навави. Полное имя этого выдающегося человека Мухйиддин Абу Закария ибн Шараф ибн Мурра ибн Хасан ибн Хусайн ибн Мухаммад ибн Джум’а ибн Хизам. Вместо имени Яхья он использовал Абу Закария.

 

Его отец хотел, чтобы сын выучил Священный Коран, и поэтому с ранних лет отдал мальчика в школу. Он получал знания у многих выдающихся алимов того времени. Способности мальчика поражали наставников: он выучил наизусть Коран за 4,5 месяца и авторитетную в шафиитском мазхабе книгу «Ат-Танбих» за 8 месяцев. В юношеские годы Абу Закария трудился в кузнице отца, хотя такая работа ему не нравилась. Когда будущему имаму исполнилось 19 лет, он продолжил учёбу в сирийском медресе Ревахия.

Там юноша стал заниматься медициной, начал читать «аль-Канун» Ибн Сины, однако вскоре понял, что эта стезя ему не интересна. Поэтому Абу Закария полностью посвятил себя хадисоведению. Он обладал проницательным умом и крепкой памятью. Также юноша обучался и 12 другим наукам. Он познал тонкости филологии, лексикографии и других наук. За короткое время молодой человек стал известным алимом, знатоком хадисов и исламским правоведом. Наставляя на истинный путь, он написал много книг.

Имам Навави носил белые одежды и чалму рыжего цвета. Он вёл набожный и аскетический образ жизни, поэтому отрёкся от желаний нафса. Алим считал, что семья будет отнимать много времени и потому предпочёл одиночество. Свой заработок преподавателя в медресе он тратил на книги, которые впоследствии отдавал в библиотеку. В 665 году был назначен преподавателем медресе Ашрафия  и оставался на этой должности до последних дней. Он умер в возрасте 45 лет. Имам Навави прожил благочестивую счастливую жизнь, которую посвятил поклонению, послушанию, получению знаний, и наставлял других. Он был бедным человеком, но обладал огромными духовными богатствами.

Поклонение и набожность

Все, кто знали имама Навави, отмечали его спокойствие и степенность, благочестивый и внушающий уважение вид. Он ни минуты своей жизни не провёл впустую. Этот человек призывал творить добро и боролся со злом. Он делал наставления правителям, писал им письма и предупреждал нечестивцев о справедливом наказании Всевышнего. Имам Навави сохранял спокойствие и достоинство во время религиозных диспутов, но сам говорил немного и по сути. Он проводил ночи в поклонении, неустанно получал новые знания, писал книги и совершал много добрых дел. Этот алим питался только привезёнными его родителями из деревни продуктами, потому что был уверен в их халяльности. Он ел лишь один раз в день после ночного намаза и пил воду рано утром.

Его благочестие и богобоязненность было столь же высокими, как знания фикха и хадисов. Он говорил: «Люди созданы, чтобы поклоняться и служить Всевышнему Аллаху. Чтобы достичь счастья, мы должны трепетно относиться к акту творения и избегать зависимости от мирского. Земные блага временны, и никто не останется в этом мире навечно. Наша жизнь здесь словно ступень на пути к счастью в Ахирате. Земная жизнь это не место для удовольствий и наслаждений. Умные люди должным образом выполняют возложенную на них обязанность поклонения Всевышнему и не увлекаются преходящими соблазнами».

По его мнению, если хотя бы один час в течение ночи провести в молитве, то это равносильно богослужению до утра. Навави говорил, что наилучшее поклонение это искреннее намерение «узнать законное и запретное».

Отношение к властителям

Имам Навави боролся с несправедливостью и не боялся говорить правду. Он рассказывал о повелениях Аллаха правителям, губернаторам и объяснял необходимость избегать запретного. Однажды он вступил в спор с правителем Сирии и Египта, эмиром Захиром Байбарсом. В некоторых трактатах Навави указывает военачальнику пути решения вопросов. Часть писем, написанных Захиру Бейбарсу, он также давал на подпись другим алимам и представлял как совместное заявление. Он был против несправедливости и открыто выражал своё мнение, поэтому его работы пользовались большим успехом у народа.

В 658 году Хиджры монголы дошли до Палестины и готовились к наступлению на Дамаск. В это время Бейбарс, чтобы снарядить армию, потребовал от алимов фетву о сборе новых налогов. Все подписали такое указание, кроме имама Навави. Правитель поинтересовался причиной такого отказа, на что алим ответил: «Когда ты пришёл сюда, то был рабом и ничем не владел. Сейчас же у тебя много виноградников, садов, рабов и наложниц, золота и серебра. Ты продай всё это для джихада. Это будет справедливо, и я тоже дам фетву для сбора дополнительных налогов».

Такой ответ Бейбарсу не понравился, и имам был выслан из Дамаска за принципиальность. Он вернулся на родину, в Наву. После этого алимы попросили правителя: «Учёные Дамаска нуждаются в нём». Бейбарс распорядился привести его обратно, однако Навави отверг предложение: «Клянусь Аллахом, до тех пор, пока Захир Бейбарс в Дамаске, я не приду туда».

Всевышний не оставил без внимания его слова: месяц спустя правитель действительно умер. Только после этого имам Навави вернулся в Дамаск.

Научное направление

В истории Ислама имам Навави признан ведущим теологом по фикху, знатоком хадисов и алимом шафиитского мазхаба. Он считается одним из десяти блестящих мусульманских правоведов, так как сыграл существенную роль в развитии фикха шафиитов. Его слова и фетвы были авторитетными среди учёных-правоведов. Также признан существенный вклад имама Навави в науку.

Наряду с совершением ночных богослужений и чтением Корана он ценил и писательский труд. Очевидцы рассказывали, что в одну ночей погасла свеча, когда Навави занимался проведением научных исследований и писал книгу. И по Воле Всевышнего его рука осветилась словно горящая лампа, и алим продолжил работу.

Навави был признанным знатоком хадисов и владел полным смыслом в их толковании. Многие алимы с похвалой и уважением отзывались об имаме Навави. Шейх Кутбуддин аль-Юнини сказал: «В своё время он был единственным знатоком в науке, вере, поклонении. Он довольствовался малым и переносил все тяготы жизни». Шейх Ибн Фарх говорил о нём так: «Навави обладал тремя степенями знаниями, отрешённостью от мирского, призывом совершать благое и отказаться от порицаемого. Если бы кто-то ещё достиг подобной степени, то люди стали бы стекаться к нему со всех уголков земли». Захаби назвал его мастером хадисов: «Его достоверные хадисы легко отличались от слабых и вымышленных. Он указывал на добро и зло, и не было равных ему в этом, довольствовался малым, одевался просто. Достойный и величественный человек!»

Имам Навави искусно извлекал правовые нормы из хадисов. Он не любил споров, но выступал с критикой мнений, противоречащих Сунне. Этот алим написал множество работ, наиболее известным из которых является сборник хадисов «Рияд ас-Салихин» (Сады благонравных). Он дал комментарии и толкования к «Сахиху» Муслима. Ибн Касир так отзывается об этой книге Навави: «Не было подобных этому сочинению».

Любой, кто читает книги имама Навави, утоляет жажду знаний и поражается глубине и привлекательности их содержания. Он написал множество трудов в различных областях науки. В произведениях «Риязус-салихин» (Сады праведных), «Арбауна Навави» (Сорок хадисов) и «Аль-Азкар» есть баракат и благо. Во многих мусульманских странах его книги пользуются огромной популярностью.

 Имам Навави за свою короткую жизнь написал более 42 произведений. Вот некоторые из них: «Риязус-салихин» (Сады праведных), «Арбауна Навави» (Сорок хадисов), «Аль-Минхадж», «Шарх Сахих Муслим» (комментарии к достоверному сборнику хадисов Муслима ибн аль-Хадджаджа), «Шарх Сунан Аби Давуд» (комментарии к сборнику хадисов Абу Давуда), «Аль-Азкар» и другие.

Share.