facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Искусство аджами: дамасская живопись

0

Аджами – это историческая декоративная техника оформления интерьеров, которая остается одним из самых известных ремесел Сирии. Кроме того, так называют сами комнаты, обшитые искусно раскрашенными деревянными панелями.

Роспись в технике аджами часто дополняется комбинированием различных материалов и декоративных элементов, мозаикой из камня, ракушек и стеклянных деталей, резьбой по дереву. Совмещение матовых и блестящих элементов, а также игра света и тени придают историческим комнатам, оформленным в этом стиле, уникальный характер.

Когда и где появилась эта техника, не установлено, так как дерево плохо сохраняется, и изделия аджами, датируемые XVII в. или ранее, очень редки. Слово «аджами» встречается в письменных источниках, связанных с внутренней отделкой зданий начиная с XVIII века. С арабского языка оно переводится как «чужой; неараб; перс», и скорее всего, с персидским происхождением мотивов, использующихся в оформлении этих великолепных интерьеров. Арабское название росписи по дереву звучит как «хашабият мазувна», что переводится как «окрашенные деревянные панели». Также ее называли дамасской живописью, считая, что именно в этом городе она зародилась.

На протяжении веков искусство аджами оставалось развитым и высоко ценимым ремеслом. В османский период в него стали проникать новые тенденции, помимо арабских и персидских, стали прослеживаться европейские, индийские и турецкие мотивы. В эту эпоху такая роспись была неотъемлемым элементом традиционных домов высших слоев общества.

Украшение комнаты в технике аджами – непростой процесс. Сначала стены обшивали деревянными панелями, обычно отдавая предпочтение тополю, кедру, кипарису и грецкому ореху. После панели грунтовали и тщательно обрабатывали.

Узоры для росписи наносили с помощью трафарета. Часть узоров делали объемными – для этого использовалась специальная паста, которая называлась «набати». Основными компонентами этой пасты были гипс, вода, клей, но точный состав часто был особо охраняемым секретом мастеров.

После высыхания рельефных слоев на панели в нужным местах прикреплялись детали узоров из металлической фольги, обычно это было сусальное золото, олово или медь. Фольга полировалась и окрашивалась тонированной глазурью, что не только улучшало внешний вид, но и защищало металл от коррозии. Участки, не выделенные рельефом, богато расписывали. Самыми популярными мотивами были повторяющиеся цветочные и геометрические фигуры, а также букеты и вазы с фруктами.

Работа с аджами требовала учета многих факторов, так как дерево и натуральные краски подвержены влиянию окружающей среды. Необходимо было подобрать правильный состав краски в зависимости, например, от времени года и влажности помещения. Да и само дерево, как живой материал, трескается и расширяется в зависимости от условий. К сожалению, большая часть знаний и навыков, связанных с аджами, была утеряна на протяжении веков. Например, мало сведений сохранилось о том, из чего изготавливали красители мастера древности.

Искусство аджами продолжает развиваться в Сирии и сейчас, но война нанесла тяжелый урон этому ремеслу. До сих пор есть художники, работающие в этом направлении, хотя некоторые из них были вынуждены уехать из страны.

Элизабет Коринф

Share.