facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Ислам и соцсети

0

Нохе Эльсаид хочется поделиться своими впечатлениями с друзьями. Она открывает в телефоне приложение Facebook. Мигает курсор, перед ней вопрос «О чем вы думаете?». Пальцы девушки запорхали над клавиатурой. Через тридцать секунд пост отправлен: «Если бы все деревья земли стали письменными тростями, а за морем чернил находилось еще семь морей, то не исчерпались бы Слова Аллаха. Воистину, Аллах — Могущественный, Мудрый».

Это строки из Корана. В современном мире люди нередко пользуются соцсетями для выражения своей религиозной идентичности. В 2014 году во время исследования, проводившегося вашингтонским Центром Пью, 3217 взрослым американцам был задан вопрос: занимались ли они на этой неделе какой-нибудь религиозной деятельностью.

Было установлено, что 20% американцев делятся своими религиозными убеждениями в соцсетях, таких как Facebook и Twitter. Кроме того, 46% американцев сообщили, что на прошлой неделе были свидетелями того, как кто-то другой делился в интернете информацией о своей религиозной жизни.

Однако мало кто изучает, почему люди доверяют свои религиозные убеждения соцсетям, т.е. заполняют графу «религиозные взгляды» в Facebook, постят цитаты из священных писаний, делают репосты цитат ученых и делятся понравившимися видео.

Американцы, часто посещающие богослужения, более склонны к электронным формам религиозной активности, нежели те, кто бывает на богослужениях реже, утверждает Центр Пью. То же исследование гласит, что американцы в возрасте от 18 до 29 лет в два раза чаще наблюдают, как люди делятся религиозными взглядами в интернете, по сравнению с американцами в возрасте 50 и более лет.

50-летняя Сана Зиадех старается писать и читать посты религиозного характера как можно чаще. «Я пишу об Исламе как можно больше. Делясь постами, я испытываю чувство общности с другими мусульманами, потому что это способ напомнить друг другу о том, что важно быть хорошим верующим и обрести тесный контакт с Богом». Однако она не считает, что социальные сети углубили ее духовность, так как ислам «это практическая религия, поэтому она не зависит от социальных СМИ».

Известно, что социальные СМИ изменили способы нашей коммуникации, но ничто не доказывает, что они изменили нашу религиозность. Исследователь Полин Чонг объясняет, что написание блогов и микроблогов (например, твитов) может функционировать как религиозная практика. Она утверждает, что для некоторых социальные СМИ — это платформа для того, чтобы изучать свою религию и учить ей других, вовлекать людей в полноценный диалог. Ею также пользуются как формой социальной и молитвенной поддержки.

В сети Интернет есть море аккаунтов, созданных для информирования, напоминания и общения с последователями разных религий. Однако даже если социальные СМИ могут обогатить и укрепить религиозность человека, есть опасения, что этот интерактивный религиозный опыт приведет к оттоку людей из реальных религиозных сооружений.

Американский активист Раид Тайех утверждает, что социальные СМИ изменили способы социализации людей, но люди все равно нуждаются в личном общении. Поэтому те, кто планирует религиозные мероприятия, должны быть более изобретательными, чтобы привлечь на них людей. «В то же время тому, кого интеллектуальная лень устраивает, и кто бродит по Интернету, пока не найдет религиозное учение, которое зацепит его существующие убеждения или желания, социальные СМИ могут предоставить удобное, хотя и одинокое местечко, где они могут свить гнездо для своего ума и сердца, не чувствуя потребности в личном взаимодействии с единоверцами», — говорит Тайех.

Сабрин Куран считает, что, хотя социальные СМИ – это место для религиозного самовыражения, они не должны вытеснять желание участвовать в религиозных событиях, лекциях, молодежных кружках, пятничных намазах, собраниях общины. Саммер Матар думает так же: «Социальные СМИ ни в коем случае не заменяют традиционную религиозную активность».

По мере того как в социальных СМИ становится все больше верующих, исламские ученые стараются учиться языку социальных СМИ. Популярный мусульманский ученый, живущий в Вашингтоне, Сухайб Уэбб – один из многих имамов, использующих социальные СМИ как образовательный инструмент. Сейчас у него более 88 000 подписчиков в Twitter и более 215 000 в Facebook.

Психологи признают, что в том, что касается выражения религиозных взглядов, социальные сети принесли нечто позитивное. Например, став средством самовыражения, они позволяют людям ощущать себя равными в обществе, где их группа составляет меньшинство, учит их не стесняться своей религиозности.

В 2007 году Кейтлин Маккенна и Келли Уэст опубликовали результаты исследования, посвященного роли интернета в духовной жизни современных людей. Они обнаружили, что те, кто участвует в религиозных форумах онлайн, имеют такое преимущество, как чувство социальной поддержки и связь с людьми тех же религиозных убеждений. Эти пользователи испытывали «большее чувство осмысленности своей жизни, большее доверие к другим».

Саид Хонкарли говорит, что в социальных СМИ тоже испытывает чувство принадлежности к общине, особенно когда мусульмане вместе выступают за мир и осуждают насилие. «Это показывает мне, что мы все стремимся к одной цели — содействию миру, каким является Ислам».

Share.