facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Ислам в Южной Корее

1

Что мы знаем о Южной Корее? Большинство ответят, что это страна-производитель высокотехнологичных товаров, родина теперь уже российского олимпийского чемпиона Виктора Ана, поразившего всех скоростью на шорт-треке, и колыбель дорам — молодёжных сериалов.

Именно из них у многих складывается представление о жизни в Южной Корее и о самих корейцах: герои сериалов очень душевны, да и общечеловеческие ценности им не чужды. Однако сложно сделать вывод о религиозности корейцев: они то ли буддисты, то ли христиане, но с примесью древних верований. И есть ли место Исламу в стране, где потребление свинины и алкоголя является традиционным наряду с поклонением духам предков. Насколько сложно быть мусульманином в Корее?

Как появился Ислам в Корее

Появление Ислама на территории современной Кореи связывают с именами турецких имамов — Абдуррахмана, Абдульгафура Караисмаилоглу и Зубейра Коча, которые участвовали в составе турецкой армии от миссии ООН в Корейской войне 1950—53 годов. Палаточные мечети изначально предназначались для турецких солдат, но стали одновременно и просветительскими религиозными центрами для корейцев.

Благодаря гуманитарной миссии турки оставили очень хорошее впечатление среди местного населения. После окончания войны в Корее сформировалась немногочисленная, но активная умма, и в сентябре 1955 года здесь появилось Корейское исламское общество для дальнейшего обучения и распространения религии. Посещавшие мечети в военных лагерях корейцы принимали Ислам большими группами: после впечатляющей лекции имама Караисмаилоглу сразу 57 корейцев засвидетельствовали свою веру, а год спустя, при открытии временной мечети в военном лагере Сеула, 58 человек произнесли шахаду. К середине 1957 года количество мусульман-корейцев возросло уже до 208 человек.

Определённо, путь к Исламу и утверждение в корейском обществе соотечественников-мусульман был сложен и тернист. Интересны воспоминания Айши (Чу Юнг) Ким, произнёсшей шахаду ещё в 1955 году со своим мужем, имамом Махдевуном. Она рассказывает, что семья супруга отвернулась от них, порвав все родственные связи и объявив его сумасшедшим. И это не единичный случай. Однако сила веры корейских братьев и сестёр была настолько сильна, что, несмотря на все трудности, они продвигали свою религию на всех уровнях.

В 1967 г. была официально зарегистрирована Корейская Исламская Организация, которая стала представлять интересы мусульман страны. Чтобы понять упорство корейских мусульман в деле распространения религии, достаточно ознакомиться с принципами давата, утверждёнными Корейской Исламской Организацией. Так, каждый верующий ежемесячно должен был привести с собой трёх человек на намаз, активно посещать дома друзей-немусульман, заниматься распространением информации об Исламе и изучать арабский язык.

Мусульманское сообщество Кореи налаживало контакты с братьями по вере в Малайзии и Пакистане; последние старались помогать в образовательном и материальном аспектах. Дальнейшее распространение Ислама в стране получило новый толчок в связи с развитием корейско-арабских отношений, когда в 1970-х годах корейские строительные фирмы начали работать на Ближнем Востоке. Более миллиона рабочих уехали на заработки в арабские страны, многие из них приняли Ислам и, вернувшись на родину, пополнили ряды коренных мусульман. Венцом сотрудничества стало строительство долгожданной мечети в Сеуле в 1976-м, а два года спустя первая группа корейских мусульман численностью в 132 человека совершила Хадж в Мекку.

Сейчас в Корее уже около 150 тысяч мусульман, как коренных жителей, так и приезжих. Это 3% от всего населения. Люди, исповедующие Ислам, — часть общества: о них говорят в СМИ, о них спорят в интернет-блогах. В Корею приезжают учиться студенты из Малайзии, Саудовской Аравии; здесь работают выходцы из Пакистана, Индонезии и Узбекистана. В начале нового тысячелетия, несмотря на множество дискредитирующих мусульман событий — взрыв башен-близнецов в Нью-Йорке, захват в заложники корейских миссионеров в Афганистане, война в Ираке и т.д., — отношение к мусульманам в Корее осталось достаточно нейтральным, а умма стабильно растёт. Корейцы приходят в Ислам благодаря знакомству и общению с верующими, а также любознательности и интересу к арабской культуре. В 2004 году 37 корейских военнослужащих в Ираке объявили о принятии Ислама.

О религии из первых уст

«Мусульмане, которых я встретил, отличались от тех, которых описывают в СМИ. Мусульмане — это люди, практикующие слова Бога в обыденной жизни», — отмечает Умар Юнг, который в 42 года, принял Ислам благодаря дружескому общению со своими покупателями — пакистанскими мусульманами. Его восхитило их «искреннее религиозное рвение и миролюбивое отношение».

«Я стал мусульманином, потому что чувствовал: Ислам более гуманистичен и миролюбив, чем остальные религии. И если ты можешь общаться с местными жителями на религиозной основе, это помогает в реализации нашей мирной восстановительной миссии», — отмечает солдат корейской дивизии Зайтун в Ираке.

«Среди идеологических миссионерских течений, которые когда-либо были распространены в Корее, только в Исламе я нашла истину. Внутренний голос убеждал меня, что есть только одна дорога к Истине; и она была иной, чем все те религии, которым я следовала ранее», — говорит Айша Ким, одна из первых мусульманок Кореи.

«Я считаю, что Ислам — это подарок Аллаха… Буквально это слово переводится как мир и покорность, однако мир не всегда можно найти в мусульманах. Иногда им приходится страдать от войны», — подчёркивает Ли Юн Хон.

«Ислам — не религия слепой веры. Мусульманка должна осознавать, почему она верит и как следует своей религии», — добавляет Ли Хюн Вон.

Как живут мусульмане в Корее?

Быть мусульманином в Корее — нелегко. Жители страны многого не знают, а, возможно, и не всегда хотят знать об особенностях мусульманской культуры.

Одна из проблем особенно остро стоит перед студентами — труднодоступность халяльной еды. Многие вынуждены отказываться от мяса на протяжении долгого времени, так как мусульманские кафе есть только в одном районе Сеула. К счастью, этот вопрос оказался решаемым — в некоторых вузах, особенно где учатся иностранные студенты из исламских стран, появляются блюда, соответствующие требованиям шариата.

Другая трудность — возможность своевременно совершать намаз. Корпоративная культура корейских предприятий требует полной отдачи от сотрудников и не предполагает исполнения религиозных обязанностей на рабочем месте.

Всего в Корее 10 мечетей и несколько молельных центров. Для тех, кто живёт вдали от больших городов, посещение пятничной молитвы становится проблемой: многим приходится преодолевать путь в 100—200 км до ближайшей мечети. Однако и здесь общество постепенно идёт навстречу: так, в Сеульском национальном университете мусульманам, которые составляют 8% от численности всех студентов вуза, разрешено пользоваться молельной комнатой, которая изначально предназначалась для студентов-христиан.

Некоторые мусульмане корейского происхождения вынуждены скрывать свою новую религиозную принадлежность как от родных, так и от коллег по работе, опасаясь резко негативной реакции.

Ислам — по-прежнему чуждая религия для Кореи. Тем не менее, мусульмане постепенно признаются корейским обществом как неотъемлемая часть. История появления Ислама в Корее удивительна — без капли принуждения, благодаря любознательности и стремлению к Истине первых мусульман-корейцев. Несмотря на идеологические различия, в культурном или ментальном аспектах у корейцев и мусульман много общего: принадлежность к восточной культуре, уважение семейных ценностей и дружелюбные отношения между людьми.

Share.