facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Ислам во Вьетнаме

0

Усман бин Аффан, третий халиф Исламского государства, направил первую официальную делегацию мусульманских посланников во Вьетнам и Китай в 650 году. Известно, что в первые годы после принятия Ислама арабские мореплаватели и купцы делали остановки в портах Королевства Чампа по дороге в Китай. Однако самые ранние письменные свидетельства о распространении Ислама во Вьетнаме датированы концом X – началом XI веков, то есть во времена правления династии Сунь.

 

Число последователей Ислама во Вьетнаме начало увеличиваться после расширения международных контактов страны с султанатом Малакка. Но при этом Ислам не был широко распространен здесь до середины XVII столетия. В середине XIX века многие вьетнамские мусульмане эмигрировали из Камбоджи и поселились в долине реки Меконг. Этот шаг содействовал дальнейшему распространению и укреплению религии во Вьетнаме.

В начале ХХ века мусульмане Малайзии стали оказывать все большее влияние на своих собратьев по вере во Вьетнаме. В страну привозились религиозные книги, малайские имамы читали проповеди – хутбы на своем языке, а некоторые вьетнамские мусульмане принимали решение отправиться в Малайзию, чтобы получить там исламское духовное образование.

После создания в 1976 году социалистической республики Вьетнам некоторые из проживавших тогда в стране 55 тысяч мусульман эмигрировали в Малайзию, часть уехала в Йемен и Иран. При этом оставшиеся в стране мусульмане не испытывали на себе преследования или давления со стороны властей, хотя некоторые источники утверждают, что правительство нового режима закрыло часть мечетей.

После открытия границ в 1981 иностранные единоверцы могут совместно совершать коллективные молитвы с вьетнамскими мусульманами, и как сообщается, в городе Хошимин мусульманская община очень разнообразна. В этой умме есть представители из Индонезии, Малайзии, Пакистана, Йемена, Омана и стран Северной Африки. Общее их количество на тот момент составляло порядка 10 тысяч человек. Тем не менее, мусульмане Вьетнама до сих пор остаются относительно изолированными от основного исламского мира, и их изоляция в сочетании с исторически сложившимся отсутствием религиозных школ становится все более очевидной.

Перепись населения в апреле 1999 года показала, что во Вьетнаме проживали свыше 63 тысяч мусульман. Подавляющее большинство — порядка 77% жили в Юго-Восточной области страны. Из них 34% в провинции Ниньтхуан, 24% — в провинции Бинь Туан и 9% в Хошимине, еще 22% жили в дельте реки Меконг, в провинции Джиан. Только 1% мусульман жили в других регионах страны.

Число верующих является гендерно-сбалансированным в каждой области. Соотношение распределяется следующим образом – 51% женщин и 49% мужчин. Исключение составляют только мусульмане провинции Джиан, где женщин на 7,5% больше, чем мужчин. Отметим, что эти статистические данные несколько изменилось по сравнению с демографическим докладом, сделанным в 1975 году. Тогда почти половина вьетнамских мусульман проживала в дельте реки Меконг, а численность крупнейшего города с мусульманским населением, Хошимина, составляла около 10 тысяч человек.

К сожалению, по статистике мусульмане остаются второй по величине группой людей, которые не посещают или не посещали школу. На сегодняшний день 48% мусульман Вьетнама получили начальное образование, что составляет 10% от всего населения станы. Гендерное соотношение людей, не посещавших школу, составило 32% для мужчин и 22% для женщин. Также мусульмане составляют всего лишь 1% от всех студентов высших учебных заведений – это самый низкий показатель в стране.

Отметим, что при этом в стране действуют десятки мечетей. Крупнейшее место для исламских богослужений во Вьетнаме было построено в 2006 году в городе Суанлок, провинции Донгнай. В ее возведении принимали участие меценаты из Саудовской Аравии.

Share.