facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Исламская этика бизнеса

1

Законы Всевышнего, которые даны мусульманам, регулируют все аспекты человеческой жизни. В Коране и Сунне Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) содержатся рекомендации о том, как следует вести дела. Издавна торговля считалась у мусульман дозволенным и уважаемым занятием. Но и здесь, как и в любом деле, требуется соблюдать определённые этические нормы и предписания шариата.

 

Честность во всём

Пожалуй, сложно сформулировать одной фразой, что такое исламская деловая этика. Прежде всего, это общечеловеческие представление о порядочности и честности. Как известно, Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) призывал вести торговые дела без обмана: «Продавец и покупатель имеют право отказаться от сделки, пока не разойдутся. Если они были честны и разъясняли качество товара и его недостатки, то им даётся благословение в сделке. Если же они скрывали и врали, то они потеряют баракат от торговли».

По мусульманским законам ведения дел, покупатель обязан полностью расплатиться, а продавец без утайки рассказать о достоинствах и недостатках товара. Абу Хурайра (радыяллаху анху) рассказывал, что однажды Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) проходил мимо выставленной на продажу пшеницы. Он погрузил руку внутрь кучи зерна, и его пальцы ощутили влажность. Он поинтересовался у хозяина, почему тот продает недоброкачественный товар, на что купец сказал: «Её попортило небо, о, Посланник Аллаха». Тогда Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) воскликнул: «Так почему же ты засыпал подмоченное зерно сверху сухим? Тот, кто обманывает, не имеет отношения ко мне!»

Не ущемлять права других

Рядом с понятием честности в исламской этике бизнеса соседствует уважение и соблюдение прав других людей – партнёров, работников, поставщиков и даже конкурентов. Законы шариата предписывают соблюдать трудовую и предпринимательскую этику. Сюда входит справедливая оплата труда, поддержание рабочей дисциплины, проявление ответственности за все стороны ведения бизнеса, а также социальная ответственность делового человека – выплата закята и садака.

Работник имеет право на справедливое вознаграждение труда, а предпринимателям запрещено эксплуатировать тех, кого они нанимают для выполнения какой-либо деятельности. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) отметил: «В День Воскрешения я буду противником троим: вероломному человеку, пообещавшему моим именем, и человеку, продавшему в рабство свободного и проевшему полученные за него деньги, а также человеку, который нанял работника, потребовал от него выполнения работы сполна, но не заплатил ему».

Подписание контракта или любого другого соглашения в исламской бизнес-этике означает его обязательное выполнение для всех сторон. Ни одна из них не может в одностороннем порядке отказаться от сделки без согласия другой стороны. В противном случае такое поведение в деловых исламских кругах противоречит шариату. В Коране сказано: «О, вы, которые уверовали, соблюдайте обязательства свои» (Сура «аль-Маида», 5 /1).

Ислам также запрещает предпринимателям-мусульманам создавать конкуренцию единоверцам, перебивая заключение контракта в самый последний момент. Наиболее распространенный пример такого поведения в бизнесе, распространенный в западном мире, — предложение более выгодной для контрагента цены. В хадисе Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) сказано: «Мусульманин не должен конкурировать со своим братом, если тот близок к заключению сделки».

Закят установлен Всевышним, так как стабилизирует обстановку в обществе и ведет к сокращению неравенства между богатыми и бедными. Так достигается социальная гармония, к которой призывает Ислам.

Законность и халяльность

Исламская деловая этика обращает внимание на то, как человек приобрел имущество. Согласно нормам шариата, запрещено воровство, вымогательство, мошенничество и другие противоправные действия. Доход, полученный от использования полученного таким образом имущества, не будет считаться халяльным и не принесет бараката в торговле.

Другое условие законности с точки зрения шариата — пользование имуществом не должно затрагивать имущественных прав других. Сюда можно отнести самозахват земель или строительство производств, которые будут мешать окружающим (например, фабрики или ночного клуба в жилом районе). Неправомерным в Исламе считается ограничение другим доступа к природным ресурсам. В крупном бизнесе и в государственных масштабах предприниматели-мусульмане должны выплачивать справедливую компенсацию тем, кому был причинен так или иначе ущерб от их действий. Например, при сносе жилья или прокладывании новых автострад, линий коммуникаций.

По законам исламской деловой этики владелец имущества должен быть дееспособным. Если он не может по тем или иным причинам считаться дееспособным (по возрасту или состоянию здоровья, то от его имени следует назначить опекуна-управляющего.

Всё приобретенное имущество и все методы ведения бизнеса в Исламе должны соответствовать принципу халяльности. Религиозных запретов относительно экономической жизнедеятельности не так много, и все они предотвращают несправедливость в обществе. Сюда относится запрет на ростовщичество, мошенничество, а также получение прибыли от продаж алкоголя, наркотиков, торговли людьми, азартных игр. Предприниматели-мусульмане в ведении дел опираются на аят Корана: «Мерьте и взвешивайте честно, не придерживайте имущество людей и не распространяйте на земле нечестие» (Сура «аль-Ихляс», 11 / 85).

Всё принадлежит Аллаху

Согласно Исламу, всё имущество в этом мире принадлежит Всевышнему. Аллах сотворил человека и наделил его благами по Своей Воле. В Коране сказано: всё, что есть на земле и чем пользуются люди в течение жизни, принадлежит Всевышнему.

Именно человек несёт ответственность за состояние, сохранность и рациональное использование всех природных ресурсов, имеющихся на земле и в ее недрах.

Так же каждому из нас Всевышний определил удел – определенную долю собственности. Это наследство. Другое имущество люди приобретают в течение жизни благодаря осуществлению какой-либо деятельности.

В конце жизни каждый из нас будет держать ответ касательно того, как он распоряжался вверенным имуществом. Поэтому любые материальные ценности являются одновременно и благом, и испытанием, требующим рационального и взвешенного подхода и распоряжения. Об этом сказано в Коране: «Знайте, что мирская жизнь – всего лишь игра и потеха, украшение и похвальба между вами, и стремление обрести больше богатства и детей. Она подобна дождю, растения после которого восхищают земледельцев, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, после чего они превращаются в труху. А в Последней жизни есть тяжкие мучения и прощение от Аллаха и довольство. Мирская жизнь – всего лишь предмет обольщения» (Сура «аль-Хадид», 57:20).

Поэтому прибыль, которую каждый бизнесмен получает в результате проведения торговых операций или оказания услуг, принадлежит Аллаху и является Его Благословением.

Долги и должники

Долговые обязательства в исламской деловой этике – отдельный вопрос. Согласно шариату, человек, который имеет возможность откликнуться на просьбу нуждающегося, должен помочь ему. При этом должник обязан в срок или при первой же возможности рассчитаться с обязательствами. Также в Исламе считается благом для заимодавца предоставлять отсрочку, если собрат по вере в силу непростых жизненных обстоятельств не способен вернуть долг в срок. Об этом сказано в Коране: «Если должник находится в трудном положении, то дайте ему отсрочку, пока его положение не улучшится. Но дать милостыню будет лучше для вас, если бы вы только знали!» (Сура «аль-Бакара», 2 / 280).

Share.