facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Ковры в жизни мусульман

0

{jathumbnail off}

Мусульмане всегда относились к ковру с особым почтением и восхищением. Кочевники использовали их для защиты от песчаных бурь, а также в качестве одеял, сумок и сёдел. После принятия Ислама ковры стали упоминаться как награда, которая ожидает верующих в Раю.

 

Известен аят Корана: «Там не услышат они суетных слов, там — текучие ключи, там воздвигнуты ложа, выставлены чаши, разложены подушки, разостланы ковры» (Сура «аль-Гашия», 88 / 11-16).

Однако ковровое ткачество появилось еще в глубокой древности. Задолго до турков и персов скифские мастера постигли это непростое ремесло. Археологические находки доказывают, что первые ковры появились в тех местах, где прохдил Великий шелковый путь. Впоследствии этот регион стал важной частью мусульманского мира.

Фрагменты самых ранних сохранившихся по сей день мусульманских ковров найдены в Аль-Фустате (старый Каир). Самые старые из них принадлежали 9 веку (821 г.), в то время как остальные датируются 13, 14 и 15 веками.

При Сельджуках ковровое производство достигло высокого уровня техники и отличного качества. Они имели анатолийские истоки, а также принесли с собой талант и традиции изготовления ковров и других искусств. Затем искусство ткания ковров распространилось на Персию и Багдад. Сельджуки считаются создателями мусульманского коврового производства.

На сельджукских коврах по традиции были причудливо вытканы красивые геометрические звезды, заключенные в рамку с каллиграфической связкой. Их использовали для украшения мечетей. Сейчас некоторые образцы хранятся в Стамбульском музее и в музее турецкого города Конья.

После падения Сельджукского халифата производство ковров было приостановлено на какое-то время. В ходе варварских монгольских нападений уничтожались произведения искусства, в том числе и изделия ткачей. Однако исторические источники указывают, что производство ковров было восстановлено довольно быстро. Известный путешественник Марко Поло рассказывал о потрясающем качестве анатолийских ковров, которые он увидел в одной гостинице.

Египетские ковры отличались изображением животных. В результате раскопок в Каире были найдены образцы, датированные 9 веком нашей эры. На коврах можно заметить и турецкие элементы, видные на картинах, показывающих традиционные техники вязания. Однако примерно в 15 веке производство ковров с животными мотивами приостановилось. Причины этого до сих пор не ясны. Ряд исследователей предполагает, что османские правители могли запретить изображения животных, так как это запрещено Исламом. В результате произошел возврат к абстрактным геометрическим формам, что стало отправной точкой для развития османского коврового искусства.

Османские ковры стали известны благодаря искусному применению растительных мотивов вместе с различными геометрическими цветными схемами. Они получили название «ковры Холбеина». Их особенность — геометрический орнамент, состоящий из повторяющихся квадратов в качестве основных рамок и восьмиугольников в качестве бордюра, за которыми следовала узорчатая каллиграфически выполненная S-образная линия. Для заполнения квадратов и других участков широко использовалась арабеска.

В 17 веке под влиянием персидских ковров появился новый стиль, состоявший из добавления медальона в форме звезды с молитвой внутри. На некоторых образцах преобладал центральный медальон, а на некоторых маленькие медальоны и свитки, расставленные вокруг центральной части. Этот дизайн совпадал с появлением европейских стилей искусства барокко и рококо, которые основывались на формах арабесок вокруг геометрических рамок и медальонов.

Наряду с османскими прославились и персидские ковры. Жители Ирана имели богатейшие традиции ткачества со времен династии Сасанидов. Однако самый ранний образец ковра, произведенного в мусульманской Персии, относится к 15 веку.

Создание ковров было очень кропотливым делом. Мастера тщательно готовили основу, которая состояла из прямоугольного центра с медальоном и бордюрами. Иногла они принимали форму различных орнаментов. Практически сразу же производство ковров стало регулироваться государством, так как их экспорт ковров считался важнейшим в торговых отношениях. Ковры также считались ценными подарками.

При шахе Аббасе экспорт ковров и шелковая торговля стали основными источниками дохода и благосостояния Сафавидского государства. Производители получали очень много заказов от европейских покупателей. Персидские ремесленники из Табриза, Ташана, Исфахана и Кермана ткали ковры с ярким дизайном от медальонов в центре ковров для ниш и вазовых ковров до ковров с гербами разных европейских правителей. Однако в начале 19 века ковровая индустрия пришла в упадок из-за исторических событий и конфликтов, которые привели к потере стабильности и безопасности в Персии. Также снижение экспорта ковров было связано с созданием европейцами собственного производства.

Share.