facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Мубах

0

Так называют действия, совершение и несовершение которых Аллах и Его Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) оставили на усмотрение мусульманина. Синонимами мубах являются халяль, джаиз и мутлак.

 

Мубах — основа каждой вещи. Всё, что не запрещено положениями Корана и Сунны, является халяль. Об этом сказано в аяте: «Он — Тот, Кто сотворил для вас всё, что на земле, затем принялся за небо и придал ему форму семи небес. Ведомо ему всё сущее» (Сура «аль-Бакара», 2 / 29).

В другом аяте сообщается: «Неужели вы не уразумели, что Аллах подчинил вам то, что на небесах и на земле, и одарил вас милостями и явными, и недоступными [вашему пониманию]? Среди людей бывают и такие, которые спорят о [сущности] Аллаха, не имея ни знания, ни руководства на прямой путь, ни озаряющего Писания» (Сура «Лукман», 31 / 20).

Аллах всё сущее создал для человека. Всё, что не запрещено аятами и хадисами, дозволено употреблять и использовать. Харам же является вредным, ибо таит опасности и неприятности.

Различить мубах и халяль можно следующим образом:

1. Халяльные вещи разрешены положениями аятов и хадисов. В Коране сказано: «Сегодня дозволены вам прекрасные яства. Пища людей Писания дозволена вам, а ваша пища дозволена им. Целомудренные женщины из уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому было даровано Писание до вас, [дозволены вам для женитьбы], если вы уплатите выкуп за них, если вы целомудренны и не распутничаете и если не хотите их взять наложницами». Тщетны деяния того, кто отрёкся от веры, а в будущем мире он окажется среди потерпевших урон» (Сура «аль-Маида», 5 / 5).

Дозволенность чего-либо связана с периодом и видом действия. Например, установление постоянного времени для приёма пищи является мубах. В любой срок мужчина может заключить брак с женщиной, женитьба на которой разрешена религиозными положениями. Каждый может развлекаться, но при этом запрещается проводить все дни в праздности.

2. Указание, что данная вещь не запрещена. Если нет сообщений о греховности или неодобряемости действия, то это свидетельствует об его халяльности. В Коране повелевается: «Воистину, [Аллах] запретил Вам [есть] мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото без произнесения имени Аллаха. Если же кто-либо вынужден съесть это по необходимости, не будучи нечестивцем и преступающим свой долг, то нет на нём греха. Воистину, Аллах — прощающий, милосердный» (Сура «аль-Бакара», 2 / 173).

В другом аяте сказано: «Нет на вас греха, если вы намекнёте вдовам [о желании] посвататься к ним или же умолчите об этом. Аллах знает, что вы будете думать о них. Не обещайте им втайне от других ничего, а только ведите любезные речи [намёками и за завесой]. Не намеревайтесь заключить брачный союз, пока не истечёт установленный срок (т.е. четыре месяца и десять дней). Знайте, Аллаху ведомо то, что в ваших душах, так берегитесь Его! [Но также] знайте, что Аллах — прощающий и снисходительный» (Сура «аль-Бакара», 2 / 235).

Также мусульманам предписывается: «Не запретно ни для слепого, ни для хромого или больного, ни для вас самих [, о верующие], есть отдельно [от всех] в ваших домах, или в домах ваших отцов, или в домах ваших матерей, или в домах ваших братьев, или в домах ваших сестёр, или в домах ваших дядей по отцу, или в домах ваших тёток по отцу, или в домах ваших дядей по матери, или в домах ваших тёток по матери, или в тех домах, ключи которых в вашем распоряжении, или [в доме] вашего друга, — не запретно вам есть укромно или вместе [со всеми]. Когда вы входите в дома, то приветствуйте друг друга приветствием от Аллаха, благословенным, прекрасным. Так Аллах разъясняет знамения, — быть может, вы постигнете» (Сура «ан-Нур», 24 / 61).

3. Повелительная форма не всегда означает обязательность выполнения того или иного действия. Например: «[Вспомните], когда Муса попросил воды для своего народа, то Мы повелели: «Ударь своим посохом о скалу». И забили из неё двенадцать ключей, и каждое племя знало, где ему пить воду. [И было им сказано]: «Вкушайте то, что даровал вам Аллах в удел, и не творите на земле нечестия»» (Сура «аль-Бакара», 2 / 60).

4. Иногда невозможно найти чёткое повеление относительно некоторых вещей или действий. Согласно положениям истисхаба, мубах — основа всякой вещи.

Выполнение или невыполнение предписаний мубах не влечёт за собой ни награды, ни наказания. Эти действия имеют равное значение (Шатиби, «Аль-Мувафакат», «Тижария ва Мунир», Дамаск, 1 / 141, 142; Аш-Шавкани, «Иршадуль-фухуль», Каир, 1347, 6; Абу Захра, 57; Закиуддин Шабан, стр. 220—221; Аз-Зухайли, «аль-Фикхуль Исламия ва адилаттуха», 1 / 53).

Share.