facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Мусульмане Германии: взгляд со стороны

0

{jathumbnail off}

Согласно статистике, сегодня в Германии проживают около 4 миллионов мусульман-мигрантов, что составляет примерно 5 процентов населения страны. Больше половины диаспоры составляют турки, остальная часть ― выходцы из стран бывшей Югославии, Ближнего Востока и Азии.

 

История миграции мусульманских народов в ФРГ восходит к шестидесятым годам прошлого века, когда Германия вынуждена была использовать иностранную рабочую силу на стремительно разрастающихся производствах Bosch, Siemens, Audi, Volkswagen и множества других заводах и фабрик. Тогда и гастарбайтеры, и работодатели полагали, что миграция будет временной. Однако прошло пятьдесят лет, и уже третье поколение переселенцев интегрируется в немецкое общество. Всё больше коренных жителей Германии приходят в Ислам, однако точно их число определить невозможно. Социологи лишь отмечают, что чаще всего новообращённые мусульмане молоды и принимают Ислам благодаря семейным узам. Ежегодно предположительно 4000 немцев становятся мусульманами.

Конечно же, жители Германии не могут не замечать влияние мусульман на общий облик страны. Они пытаются изучить, проанализировать и даже ослабить это воздействие. Основная проблема, которая волнует многих, ― нежелание или неспособность мусульман интегрироваться в немецкое общество.

Сами немцы ― консервативная нация, закрытая для межкультурного обмена. Поэтому существование бок о бок совершенно различных ментальностей приводит как минимум к недопониманию. Так, заявление президента ФРГ Кристиана Вульфа о том, что «Ислам принадлежит Германии», вызвало бурю эмоций, выявив множество несогласных с этой мыслью. Мнение негативно настроенных к представителям Ислама немцев нашло выражение и в скандально известной книге Тило Сарацина «Самоликвидация Германии». Автор предсказывает своей стране печальное будущее, так как рост населения в основном происходит за счёт мигрантов, не имеющих должного уровня образования. Он также полагает, что приверженцы Ислама не способны к интеллектуальному и социальному прогрессу.

В университете города Мюнстер провели исследование об отношении граждан европейских стран к мусульманам. Оказалось, что в Германии, которая занимает второе место после Франции по количеству исповедующих Ислам жителей, толерантность в разы ниже, чем в других европейских странах. 62% голландцев, 56% французов и 55% датчан думают о мусульманах в позитивном ключе, но только 34% опрошенных в Западной Германии и 26% в Восточной Германии могут позитивно оценивать приверженцев Ислама. Учёные объясняют такую разницу общением: чем чаще европейцы контактируют с мусульманами, тем позитивнее они начинают относиться к ним. Если во Франции 66% опрошенных хоть раз общались с представителями Ислама, то в Восточной Германии эта цифра достигает всего лишь 16%. Более 80% опрошенных ассоциируют Ислам с угнетением женщины, около 70% видят в Исламе фанатизм и готовность к насилию. Такие понятия, как дружелюбие, толерантность, соблюдение прав человека соотносят с Исламом всего 5―6% немцев.

Интересен и другой опрос, проведенный газетой BILD, согласно которому 68% респондентов сомневаются, что в обозримом будущем большинство мигрантов из исламских стран будут хорошо говорить по-немецки.

Безусловно, негативное отношение к мусульманам в Германии можно объяснить нежеланием немцев понять культуру Ислама и стремлением подогнать религию к системе «западных ценностей». Однако нельзя исключать и вину мусульман. Приехав в чужую страну, которая предоставила им работу, кров и социальные гарантии, мигранты совсем не стремятся соблюдать законы этого государства. Они полагают, что в Германии они проработают пару сезонов, но в итоге десятилетиями живут здесь, не зная языка и не стремясь понять особенности культурных и социальных отношений в немецком обществе. Рождаются дети, идут в школу, а семьи в силу незнания языка не могут помочь им адаптироваться и занять достойное место в чужом обществе. Да и сами дети, перенимая родительский настрой в конце концов вернуться на родину, не проявляют интереса к учёбе и к немецкому социуму. Так появляется параллельный мир мигрантов-мусульман со своей инфраструктурой, кругом общения и ограниченными интересами.

Немецкий уклад жизни совсем иной, чем в мусульманских странах: здесь больше правил и требований к жителям. Поэтому немцы испытывают шок, когда их восточные соседи по дому в полночь шумят на лестнице, не сортируют мусор, паркуются в неположенных местах. Соответственно, и у немцев формируется представление о мусульманах как о недостаточно образованных, недостаточно культурных и совсем непонятных людей.

Возможно, основная причина сложности диалога между немцами и выходцами из мусульманских стран ― несоблюдение требований Сунны Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Доброе отношение к соседям, к окружающей среде, уважение к чужой культуре ― всего этого пока не хватает умме Германии.

Потому-то порой коренных жителей страны удивляет, если мусульманки в платках хорошо говорят на немецком, а тем более имеют высшее образование и работают. Это уже не соответствует устоявшимся стереотипам. Социально активные и образованные мусульмане в Германии есть, как правило, это потомки мигрантов во втором или третьем поколении. Хочется надеяться, что благодаря таким людям портрет уммы Германии и отношение немцев к ним изменится в лучшую сторону. А верующим всегда необходимо помнить, что по нашему поведению, словам и образу жизни судят не столько о нас самих, сколько о нашей религии. И от нас зависит, каким будет образ Ислама ― агрессивным и тёмным или же светлым и призывающим к добру.

Читайте также: Самая большая мечеть в Германии

Share.