facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Мусульманская архитектура

0

{jathumbnail off}

Среди всех искусств в исламском мире наибольшее развитие получила архитектура. Первая мечеть была построена в Медине сразу после Хиджры. Она представляла из себя обширный двор, обнесённый стеной. С северной стороны кровля защищала верующих от солнца.

Но это сооружение не было просто мечетью, ибо сюда же двор выходили двери жилища Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) и его жён. Здесь собирались военные советы, а после сражений мечеть становилась лазаретом.

Строительство мечетей первоначально базировалось на региональных традициях, однако со временем сложился новый стиль, который сохранил локальную специфику культовых построек и в то же время удовлетворял потребности нового религиозного мировоззрения.

В мусульманском зодчестве выделяют пять крупнейших архитектурных школ: сирийско-египетскую, персидскую, индийскую, магрибскую и османскую. Более мелкие, например, иракская и среднеазиатская, считаются производными от основных архитектурных традиций.

Первые мечети имели кровлю, которая опиралась на колонны. Иногда использовались стволы деревьев, иногда — части разрушенных сооружений греко-римско-византийского периода. В исламском государстве в каждой мечети ставилась ниша, михраб, которая указывала киблу — направление на Мекку.

Облик мечетей во многом зависел от материалов, находившихся в распоряжении строителей. Например, в Сирии из-за обилия базальтовых пород часто можно встретить сооружения, где в облицовке стен чередуются чёрный и белый камень. В Иране, Ираке, Марокко, а также в Андалусии мечети строили из кирпича, в других местах — из тёсаного камня.

Первые мусульманские храмы были построены с оглядкой на традиции церковной архитектуры Византии: после превращения церкви Иоанна Крестителя в Дамаске в мечеть на  других землях стали строить аналогичные сооружения. В некоторых сохранялся крестообразный план, характерный для византийских церквей, Например, мечеть султана Хасана в Каире. Впоследствии к ним пристраивали библиотеки, школы, бесплатные столовые.

Наряду с колонными мечетями сооружались четырёхайванные здания (айван — колонный зал) с центральным куполом. Купол на тромпах (конусных «парусах» в углах сходящихся стен) широко применялся в Египте в XIV—XV веках, чаще всего над мавзолеями. В период правления династии Фатимидов купол принимает заострённую форму.

Важным элементом мечети является минарет, который раньше доминировал над каждым мусульманским городом. Обычно один из них отличался размерами и красотой. В средневековой Андалусии это башня Хиральда, в Марокко — минарет Кутубия, в Индии славится делийский Кутб-Минар, в Афганистане известен минарет Джама, а в Средней Азии — бухарский Калян.

Как правило, в каждой архитектуре — уникальная форма минарета. Например, магрибские выполняли две функции: башнями, с которых мусульман оповещали о начале молитвы, и одновременно смотровыми площадками для слежки за передвижениями неприятеля на большом удалении. Кроме того, они были оснащены оборонительными деталями: зубчатые стены, узкие прорезные окна и машикули (навесные бойницы в верхних частях стен и башен) позволяли лучнику занять удобную позицию. Типичными «оборонительными» можно назвать минарет Кутубия в Марракеше (Марокко, 1184) или минарет Хиральда в Севилье (Испания, 1195).

Как правило, минареты Магриба и Андалусии строились на прямоугольном основании, иногда на увеличивающихся кубах, стоящий один на другом. Иранский минарет XI—XIII вв. представляет собой высокую и тонкую, круглую в сечении башню с балкончиком, помещённым в увенчивающий постройку своеобразный фонарь. Минарет старейшей мечети Каира, Ибн Тулуна, напоминает минарет мечети Мутаваккиля «Мальвийа» («закрученный» — араб.) в иракском городе Самарра. Это усечённый конус, вокруг которого идёт спиралевидный пандус. Построенные в османское время на территории Турции и Балканского полуострова минареты — более стройные и снабжены каннелюрами. Как правило, в верхней части они имеют ажурные балкончики (шюрфэ), с которых муэдзин призывал верующих на намаз.

На территории Средней Азии минареты обычно стоят отдельно от здания мечети. Они представляют собой мощную башню, облицованную кирпичом, внешнее ребро которой покрыто цветной глазурью или полихромной плиткой.

Архитекторы Сирии, Египта и Турции использовали в качестве кровли объёмные купола на барабане, которые «накрывали» молельные залы. Поражает великолепием ребристый купол мавзолея Тимура «Гур-Эмир» (1404). Но существовали мечети с плоской и покатой кровлей.

Все культовые сооружения ориентированы на Мекку, направление на которую указывала кибла в обрамлении михрабной ниши. Она обычно оформлялась из цветного камня и представляла собой арку. Иногда михрабная ниша исполнена в виде одной или нескольких расположенных одна в другой стрельчатых арок, опирающихся на полуколонны. Такой же приём использован для оформления окон фасада маристана (госпиталя) султана Калауна (1284—1285) в Каире.

С развитием фикха в ряде мечетей стали сооружать до 4 михрабов (по числу мазхабов — юридических школ в Исламе). Как правило, стены, в которых находится михраб, всегда более нарядны, так как именно к кибле устремлены взоры верующего. Они обычно украшены лепниной, резьбой или керамической мозаикой, напоминающей ковровые изделия Востока.

Арки различных видов — подковообразные, «сломанные», с использованием колонн и «сталактитов» в качестве капители — излюбленный приём декорирования культовых зданий Ислама. Арки используются для оформления сводов между колоннами молитвенного зала и для декорирования окон. Сталактитовая капитель обычно собиралась из разных элементов, создавая карниз колонны, например, в Львином дворике дворца Альгамбра (Гранада). Там же, в зале Двух сёстер, можно увидеть сталактитовый узор в верхней части стены над михрабом и расположенными выше него окнами. Иногда сталактиты украшают свод над главным входом в мечеть, как это сделано в мечети султана Хасана в Каире (1536).

Для оформления мечетей характерны массивные резные двери, порой украшенные металлическими заклёпками в виде многоконечных звёзд или «одетые» в чеканный покров из меди, рисунок которых образуют пересекающиеся геометрические фигуры. Такова дверь главного портала мечети Аль-Муайада в Каире.

Как для архитектуры исламских стран Запада, так и Средней Азии характерна изысканная резьба по стуку — разновидности алебастра. Мастер наносил тонким резцом рисунок по слою алебастра, а затем «выбирал» излишний материал, создавая причудливый объёмный рисунок, куда в общий фон вплетались картуши с аятами Корана или затейливые цветочные узоры. Поражает декоративная резьба по стуку, сохранившаяся на развалинах дворца Мутасима в Самарре, которая в 836—883 была столицей государства Аббасидов. Стуком декорированы мечети XIV в. в Исфахане, Бестаме, Абаркухе.

В Иране часто применяли звездообразные и крестообразные изразцы, из которых выкладывали настенные панели: геометрические узоры или многофигурные композиции.

В Средней Азии и Индии культовые здания, как правило, снабжены мощными порталами высотой в 2—3 этажа. Обычно их поверхность полностью покрыта мозаикой из разноцветной керамики. Таков знаменитый портал медресе «Шир-дор» (1619) в Самарканде. Эта конструкция свидетельствует о том, что на Востоке предпочитали иной план построения мечети: молитвенный зал под куполом представлял собой прямоугольник, а дополнительные службы обрамляли его по периметру, оставляя свободным пространство перед входом. Иногда боковые помещения окаймляли дворик, где находились фонтан или бассейн, а также помещения для омовений. Типичным примером служит погребальная мечеть султана Хумайуна (1565, Дели).

В мусульманской архитектуре используют в качестве декоративных элементов аяты Корана, выполненные с помощью разноцветной керамики, резьбы по дереву или стуку. Иногда подобный орнамент исполняет роль фриза, идущего по периметру внутреннего помещения. Иранские мастера изготовляли специальную полихромную керамическую плитку. В соответствии с фразой, которая изображалась на стене, на каждой плитке размещались буква, слог или часть слова. Затем плитку подвергали нескольким обжигам — по числу наносимых красок. Так составлялись целые фрагменты Корана, которые украшали внутренние помещения и вход в мечеть.

Важную роль в мусульманском зодчестве играл орнамент, который компенсировал запрет на изображение живого существа, но в то же время стал важным художественным средством. Первоначально в арабском орнаменте преобладали растительные элементы, заимствованные из классической архитектурной традиции. Впоследствии распространение получил линейно-геометрический орнамент, построенный на сложном сочетании многоугольников и многоконечных звёзд.

Так появился новый тип орнаментальной композиции — арабеска, позволившая украшать как культовые, так и светские постройки. Зодчие Ближнего Востока достигли высочайшего мастерства в её разработке. Бесчисленные композиции, которые можно обнаружить как на внешних стенах, так и внутри мусульманских построек, свидетельствуют о том, что при создании орнамента мастер руководствовался логически-строгим и математически выверенным узором плюс полётом фантазии, которые в рамках дозволенного Исламом отнюдь не кажутся ограниченными.

Второй тип орнамента — эпиграфический и связан с арабской каллиграфией, приоритетным видом исламского искусства. Эпиграфические надписи или целые фризы, вводимые зодчими в убранство построек, несли  определенную смысловую нагрузку. В XIV—XV веках в Магрибе практически каждая мечеть, словно сеткой, покрывалась тончайшим арабесковым узором. Орнамент, надписи, сталактитовые карнизы образуют изящные динамические композиции, свидетельствующие об утончённой роскоши. Практически каждый дециметр поверхности украшен резьбой — узором стилизованных растительных или геометрических мотивов.

Декоративные формы и орнамент придавали мусульманским зданиям нарядный и праздничный вид. Иногда орнамент красочным ковром покрывал порталы, стены или своды арок. Широкое применение в исламском зодчестве получили сталактиты, которыми обычно заполняли своды или ниши. Их появление связано с конструктивным приёмом, который архитекторы использовали для перехода от прямых углов к кругу: например, поставить купол на прямоугольное основание. Византийские зодчие разработали этот метод через применение «паруса», а исламские архитекторы в основном использовали сталактиты.

По материалам лекций по архитектуре: ogurcova-online.com

Share.