facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Мусульманская мода не имеет сезонов

0

{jathumbnail off}

Мода — это мимолётная новизна, которая является полем для демонстрации роскоши. Осознанно или нет, но каждый мусульманин сталкивается с подобным чувством самовыражения. Как оценивает фикх стремление к модным нарядам?

 

Ислам, являясь божественной религией, придаёт одежде особое значение. Внешний облик мусульманина должен соответствовать следующим критериям:

1) Прикрытие тела в соответствии с законами Ислама.

Верующим необходимо прикрывать места аурата — части тела, которые в соответствии с установлениями Ислама считаются постыдными. Для женщин это всё тело за исключением лица и кистей рук. У мужчин же ауратом считается зона между пупком и коленями.

Кроме того, одежда мусульманки не должна быть настолько прозрачной, чтобы просвечивалось тело, а также не должна иметь такую структуру ткани и быть настолько узкой, чтобы виднелись очертания тела;

Поэтому выпускаемые модели верхней одежды должны закрывать места аурата, не быть тонкими и прозрачными и не иметь фасон, который бы подчёркивал фигуру.

2) Мужчины и женщины не должны походить друг на друга.

Великий Аллах сотворил мужчину и женщину, наделив каждого из них уникальными скрытыми и явными особенностями. Он установил для них свои, относящиеся к их сущности, ограничения и общественные отношения.

В достоверном хадисе сказано, что Всевышний проклинает мужчин, которые похожи на женщин, и тех женщин, что похожи на мужчин. Поэтому так важно придерживаться рамок шариата в вопросе моделей одежды.

3) Не походить на немусульман.

Ислам принёс ясность во все аспекты жизни человека. Пророк (саллялаху алейхи ва саллям) говорил об уникальности новой религии:

  • В первое время, до появления азана, идея призыва мусульман на молитву звоном колокола была отклонена из-за схожести с христианством;
  • Когда язычники отращивали усы, мусульмане их подрезали, а когда те укорачивали свои бороды, мусульмане их отращивали;
  • В одном из хадисов сказано: «Кто старается походить на другой народ, — тот из них».

В хадисе употреблён арабский глагол «ташаббаха», означающий походить, быть похожим. Одежда мусульман также должна быть оригинальной и не походить на наряды иных народов. Нужно исполнять религиозные обязанности, подчёркивая в одежде исламское общественное мировоззрение, обычаи и традиции.

4) Избегать растрат.

В Исламе установлен непоколебимый запрет на расточительство. Исраф означает неоправданную трату денег или имущества. Чтобы полностью следовать повелениям религии, очень важно определить границы наших затрат на приобретение одежды и потребность в ней. Задумайтесь, ведь во времена Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) не существовало множества видов одежды: ночной, спортивной, рабочей, праздничной, которая сегодня используется в зависимости от наших желаний и потребностей. Но действительно большой потребности в одежде, которая может носиться один или несколько раз в году, не существует.

Обратите внимание на лишние вещи. Например, у большинства в гардеробе может найтись 5 пиджаков, 10 брюк, порядка15 рубашек или блузок. Однако, возможно, и трети от этого количества будет достаточно для удовлетворения наших потребностей? Ибо сколько людей в мире влачат жалкое существование и не могут купить себе одежды! Задумайтесь, если б вы оказались на их месте — в лохмотьях и голодные, а они бы купались в роскоши и тратили огромные деньги только на одно свадебное платье? Изменилась бы ваша оценка их неоправданных затрат? Поэтому для мусульман в одежде существует правило — избегать ненужных трат.

5) Не проявлять кичливость и высокомерие в одежде.

Согласно исламским предписаниям, стиль одежды не должен побуждать её обладателя к кичливости, высокомерию и напыщенности. Руководство такими мерилами, как стиль, цвет и качество, может подтолкнуть к хараму. Поэтому Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) предостерегал некоторых людей избегать неправильного выбора одежды. Эти советы и составляют основной принцип мусульманской моды.

6) Цветовая гармония.

Цветовая гармония играет не последнюю роль в одежде. Кичливость и самодовольство проявляются, если:

  • Одежда вызывает сексуальное влечение благодаря сочетанию цветов и фасону, что, несомненно, приводит к хараму;
  • Тон и стиль одежды напоминает одеяния представителей других культур и религий. Например, буддийские монахи тоже носят длинные балахоны, окрашенные в бордовый цвет. Поэтому мусульманам необходимо выбирать одежду с учётом уникальности Ислама и с соблюдением законов Аллаха.
  • Особое внимание нужно уделять женщинам, поскольку тасаттур, в первую очередь, призван скрыть привлекательность. Основа верхней одежды мусульманок — аккуратность и гармоничность. Но порой одеваемые наряды, привлекающие внимание противоположного пола, теряют особенности тасаттура, так как подобный стиль выставляет напоказ привлекательное женское тело. Одежда в Исламе призвана оберегать честь и достоинство женщины, ибо мусульманка символизирует целомудрие.

Поэтому фирмы, занимающиеся разработкой исламской одежды, особенно женской, должны руководствоваться вышеизложенными критериями.

Причины для смены одежды

А) Сезонная смена одежды. Каждый человек вынужден одеваться соответственно времени года и климатическим условиям. Плотность ткани, цветовая гамма и свобода облегания должны учитываться в гардеробе каждого мусульманина согласно требованиям шариата. Каждый из нас отвечает перед Аллахом за выбор покупаемой одежды.

Б) Смена одежды в соответствии с модными тенденциями. Мода подразумевает смену одного предмета гардероба другим, так как постоянное ношение одной и той же одежды может надоесть. Давно вышедшие из моды вещи вызывают недовольство их обладателя, даже если окружающие не выражают на этот счёт никаких соображений. Естественно, одежда выбрасывается или отдаётся другим.

При этом множество людей не могут обеспечить своё существование или находятся в безвыходном положении. Отослав что-либо из ставшей не модной одежды, вы облегчите жизнь бедняков во многих уголках этого мира.

Если мы не станем менять одежду, руководствуясь лишь трендами, то не останемся раздетыми. Но перед покупкой новых вещей обратите внимание на соответствие одежды принципам Ислама.

В) Смена изношенной одежды. Если вещь придёт в негодность, она может быть выброшена. Но, во избежание растрат, следует попробовать извлечь пользу даже из изношенной одежды. Известно правило экономии: всегда старое можно сделать новым. Каждый мусульманин должен взять его на заметку как соответствующее принципам Ислама.

Г) Смена одежды по соображениям привлекательности.Мода неоднозначно влияет на смену одежды по соображениям привлекательности. Разумный мусульманин должен задуматься о воздействии испорченной окружающей обстановки и уклоняться от подобного влияния. В исламском представлении привлекательность — это чистота и простота. Именно эти две особенности избавят нас от размышлений над такими вопросами, как ношение брюк с широкими штанинами или узкими, длинных либо укороченных. Главное при выборе одежды — ответственность в её приобретении и использование в рамках исламских принципов.

Связь моды с растратами

Фэшн-индустрия является полем для создания всё новых стилей и разновидностей одежды, что напрямую связано с чрезмерными растратами. Ведь под воздействием трендов и тенденций в одежде происходят постоянные изменения. Ислам устанавливает чёткие границы экономии.

Приведём пример с рубашками: на какую из них меньше затрат — с воротником, с небольшим воротничком или без воротника? Ответ очевиден. То же относится к ношению вредных для женского здоровья туфлей на шпильках и более полезным — с невысоким каблуком.

Однако центры модной индустрии рассматривают этот вопрос в выгодном им ракурсе, влияя на изменения в одежде с целью выпуска новинок и увеличения прибыли. Подобная точка зрения неприемлема для мусульманского общества.

Происхождение модных тенденций

Полезно знать о внутренних факторах, влияющих на мировую моду. Вот её цели, а также польза и вред в рамках исламского мировоззрения:

А) Расширение производства. Основная цель моды — выпуск новых изделий, ибо индустрия нацелена на прекращение использования существующей одежды и внушение потребности купить новую. Ведь если не будет изменений, многие люди перекроят старую одежду и продолжат её носить дальше.

Согласно исламским принципам, в случае перевыпуска одежды будет правильно постараться переправить лишние вещи в места, где существует потребность. Поэтому богатым людям, которые склонны к растратам, следует отправить одежду как можно большему количеству нуждающихся во имя Ислама.

Б) Влияние на человеческую сущность. Целью различных центров моды является влияние и управление обществом. Если человеку из года в год закладывают понятия, то через десять лет он принимает внушения за своё мировоззрение. Деградированным общественным мнением очень легко управлять и в других сферах жизнедеятельности. Центры моды напрямую связаны с «сильными мира сего», от них же и исходит влияние на образ общественного мышления.

Подводя итоги, отметим: бесконтрольность во внешнем облике может привести к деградации личности. Поэтому мусульманам важно проявлять внимание к одежде в соответствии с верой.

 

Читайте также:

Образ невесты-мусульманки

Мусульманская мода

От абайи до чадры: словарь хиджаба

Хиджаб для девочек

Что такое чалма?

В хиджабе по Москве

Длинная юбка: сакральные смыслы

Мой хиджаб — моя крепость 

Share.