facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Почему Ислам принимали тогда и почему принимают сейчас?

0

Ислам сегодня наиболее быстрорастущая религия в мире. Это происходит не только потому, что в традиционно в мусульманских семьях рождается много детей, у мусульман нет абортов, но и в результате того, что образованные и культурные люди, проживающие в странах христианской культуры, осознанно выбирают Ислам.

Ислам выплеснулся из Аравии, и мусульмане-арабы легко и просто покорили огромные пространства двух враждовавших империй, Византийской и Персидской.

При этом, арабы были кочевниками, не знали государственности, однако смогли покорить две великие империи с тысячелетними традициями той самой государственности, разбить регулярные армии, которые были намного совершеннее в военно-техническом отношении и многочисленнее, чем армии арабов.

В чем тут дело? Мусульмане, разумеется, говорят, что это помощь Всевышнего. Если посмотреть на реальное историческое положение народов, которые проживали на этих территориях, то вырисовывается поразительная картина.

Когда мусульмане зашли на территории Переднего Востока и Северную Африку,  в нынешнюю Сирию и Палестину, затем в Малую Азию, христианское население в большей части своей встретило их с восторгом. Христиане не оказывали особого сопротивления, по долгу службы сражались с ними только византийские войска, которые были быстро разбиты. Христианское население в большей части поддерживало арабов-завоевателей. Во многом, конечно, из-за сходства языка. Это были близкие народы. Когда халиф Умар пришел в нынешний Каир, называемый тогда Вавилоном на Ниле, христиане его приветствовали как освободителя. То же самое происходило и в Дамаске.

Иоанн Дамаскин и его отец были христианами, при этом их вера не мешала им быть  потомственными градоправителями города Дамаска при мусульманах (Иоанн родился в сирийском городе Дамаске — столице мусульманского мира — около 680 года. Его отец Сергий Мансур был христианином и служил при дамасском халифе главным казначеем. Когда Иоанну было десять лет, его отец нашел среди пленных, приведенных на дамасский рынок, образованного монаха, который, как оказалось, был силен не только в светских науках, но в музыке и богословии. Этот монах обучал Иоанна и его брата наукам. Вскоре монах покинул семью, объяснив отцу мальчиков, что они стали мудрыми мужами. Сам Сергий вскоре умер, и Иоанн был вынужден занять место отца на службе у халифа. Через некоторое время халиф, заметивший высокую образованность и мудрость Иоанна, сделал его своим первым министром и градоначальником Дамаска). Соответственно, никакого отторжения, никакого представления о том, что мусульмане лютейшие враги у христиан не было. Таков был контекст, в котором проявился и сейчас существует Ислам.

Арнольд Тойнби, видный историк 20 века, в молодые годы занимался археологией Востока и раскапывал сельские византийские поселения домусульманского периода. И вот что он пишет: «Массовое, культурное и религиозное отступничество крестьян Малой Азии говорит о том, что задолго до того как на исторической сцене появились тюрки, которые завоевали большую часть Византии, крестьянство Византии уже было полностью отчуждено не только от политического режима, но и православной христианской цивилизации в целом» (Постижение истории, 326).

Археология говорит о том, что народ лишь формально считался принявшим христианскую веру. Фактически же  большинство вернулось к язычеству. Христианство процветало в крупных городах, где были школы и учителя. Но простой народ не был в этом потоке. В деревнях возродились языческие празднества, вернулось почитание природы, с новой силой заявил о себе весь тот комплекс верований, с которым боролся Иисус. Поэтому когда мусульмане заняли территории христиан, большинство не понимало, чем собственно Ислам хуже христианства, наоборот, Ислам был намного лучше, проще, яснее, понятнее, в нем был порядок. Ислам этими людьми приветствовался. Следует учитывать и политические моменты невраждебного отношения к мусульманам местного населения: христианизированные арабы Востока ненавидели Византию и византийских царей. Мусульмане, говорящие на похожем симитском языке,  не притесняли христиан, они, получается, освободили их от влияния латинских властителей. При этом, местным христианам экономически было выгодно платить мусульманам джизью, чем завышенный налог византийского императора. Конечно же, мусульман встречали с распростертыми объятиями. Никаких гонений! Мусульмане никого не заставляли принимать Ислам. Но многие, конечно, стали постепенно принимать Ислам, для кого-то это было связано с карьерой, с какими-то возможностями (или пониманием сути исламской веры). Но то, что в Египте до сих пор каждый десятый остался христианином после 14 веков Ислама — это о чем-то говорит… И в Сирии — тоже. Это же неслучайно, значит принуждения со стороны мусульман не было. Простые люди не могут долго выдержать напряжение и принуждение. Они или убегают в другие страны, или переходят в веру победителя. Однако при мусульманах они могли себя чувствовать в безопасности. Для людей, соприкоснувшихся с мусульманским мировоззрением, открылись новые возможности. В Исламе они увидели порядок, все предписано: столько-то молиться, столько-то отдавать в жертву, поступать сообразно закону.

Следует отметить, что тюркское завоевание было намного более жестоким. Халиф формально оставался, но он был безвластным. Он был марионеткой в руках тюркских султанов. И султаны были достаточно жесткими правителями. Завоевание Констатинополя было отмечено /как заявляют сами православные историки/ большими жестокостями, но опять же количество жестокостей было меньше, чем при завоевании Константинополя единоверными христианами-крестоносцами в 1204 году. Мусульмане не богохульствовали, потому воины-мусульмане боялись Бога. Да, они переделали Айя Софию в мечеть, но крестоносцы глумились над священным для византийцев. Поэтому для греков, которые сохранили память о Латинской империи, приход турок был не худшим вариантом зла. Византийский патриарх провозгласил: «Лучше турецкая чалма, чем латинская митра». Кстати, с переходом константинопольского патриарха в подданство османов, все патриархи православного мира проживали в мусульманских государствах: константинопольский, иерусалимский (Палестина), антиохийский (Сирия), александрийский (Египет). При этом, оставшиеся за пределами мусульманских государств православные интенсивно истреблялись своими католическими единоверцами. В первую очередь, такая судьба постигла балканских славян и греков, так что стоит ли удивляться тому, что большинство из них предпочли поддержать турецкие войска. Именно так были присоединены к Османскому государству Сербия, Босния, Морея, остров Эвбея и другие земли. А их единоверцы в России находились под защитой мусульманских войск Золотой Орды уже на протяжении двухсот лет. Османы установили порядок и законность на своих территориях, что не могло не привлечь многих и многих тысяч их жителей к Исламу. Многие жители Боснии, Албании, Болгарии (помаки), Македонии, Санджака (область на границе Черногории и Сербии), Греции и северного Причерноморья (урумы) искренне приняли Ислам.

К вопросу о том, почему европейцы принимают Ислам в наши дни, то причины почти идентичны прошлому. Нынешнее христианство, особенно западное, забыло свои основы. Людям намного проще жить в Исламе.

Не случайно Луи Массиньон (1883-1962), востоковед, арабист и исследователь Ислама, говорил, что «христианство —  это религия любви, иудаизм — это религия надежды, а ислам — это религия веры».

*Текст составлен по материалам лекций по теме «История религий»

Share.