facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Саразм: жизнь и тайны древнего города

0

История древнего Саразма, с одной стороны, хорошо изучена, а с другой — полна тайн. Поселение было открыто таджикским археологом Абдулло Исаковым в 1977 году на левом берегу реки Зарафшан, буквально в 500 метрах от автомобильной трассы, соединяющей Пенджикент и Самарканд.

Под полями селения, чье название символично переводится как «Начало земли», миру постепенно, пласт за пластом, стала открываться история Центральной Азии. В 1984 в Таджикскую ССР прибыла советско-французская археологическая экспедиция, а с 2000-х к раскопкам подключились и немцы.

Иностранных исследователей Саразма привлекал уникальный материал по архитектуре и искусству, значительно расширивший представление о протогородской культуре, предшествующей формированию полноценных городов не только Центральной Азии, но и Среднего Востока.

Чтобы по-настоящему оценить огромное значение Саразма, необходимо, насколько возможно, представить Центральную Азию шеститысячелетней давности. За оплывшими, невысокими стенами из сырцового кирпича стороннему наблюдателю трудно разглядеть следы былого величия древнего города.

Где бронза, там прогресс

В конце каменного века, в VI–V тысячелетиях до нашей эры, на территории Центральной Азии существовали несколько больших культурных областей: высокоцивилизованные джейтунская и анауская культуры, кальтеминарская неолитическая культура рыболовов и охотников и гиссарская культура – первые земледельцы горных областей.

На излете пятого тысячелетия наступило славное время в истории всего человечества – переход от камня к металлу. Революционным событием стало освоение бронзы как результата сплава олова и меди. Для древних людей это был технологический скачок грандиозной значимости куда важнее, чем первый космический полет или изобретение интернета сейчас.

Тогда же на западе Ферганы и на севере современного Таджикистана население столетиями, шаг за шагом овладевало литьем и работой с металлом, полностью освоив процесс лишь к началу II тысячелетия до нашей эры. Особую значимость примитивная металлургия имела для протогородских образований Центральной Азии, к коим относился и древний Саразм.

Его выгодное географическое расположение, охватывающее плодородные земли долины Зеравшана и обилие водных источников, привлекали сюда новых людей, а с ними — передовые технологии. Это и стало залогом развития города, от которого сегодня остался лишь фундамент да контуры стен.

В III тысячелетии до нашей эры отмечается расширение торговых и культурных связей Саразма с другими народами, которые некогда заселяли обширную территорию, простиравшуюся от Южного Урала до Иранского плато и к побережью Индийского океана вплоть до границ загадочных цивилизаций Мохенджо-Даро и Хараппы.

Постепенно Саразм стал значимым центром добычи меди, олова и свинца в Центральной Азии, а на рубеже IV-III тысячелетий — главным торговым и культурным перекрестком древнего Востока.

Элита и кирпичи

Площадь Саразма составляла 100 гектаров, пять из которых были застроены общественными, культовыми и хозяйственными сооружениями. Здесь проживало около 10 тысяч человек – огромный мегаполис по меркам бронзового века. Поселение состояло из кварталов, сформированных 2–4-комнатных домами-секциями.

К жилой части примыкали мастерские, кухни и надворные постройки. Основным строительным материалом служил сырцовый кирпич и битая глина, а также галька, которой мостили улицы и дворы, заполняли очаги и печи. Дома, перекрытые ветками и камышом, замазывались несколькими слоями глины. Для освещения и вентиляции устраивались дверные и оконные проемы. Наличие внутри очага, предположительно, говорит об устройстве светодымовых люков.

Правильность планировки и высокое качество строительства — аккуратная кладка, сложная система проходов, архитектурное оформление зданий, тщательная отделка, роспись стен — показывает, что эти комплексы возводили по заранее продуманному плану. Об уровне благоустройства красноречиво говорит и наличие специально обустроенных общественных водоемов. Их строили их мастера высочайшей квалификации, хорошо освоившие геометрию, пропорции и архитектурные стандарты своего времени.

Строительный материал в Саразме был настолько хорош, что благополучно сохранился и до наших дней почти неизменным. Сырцовые кирпичи с соотношением длины к ширине и толщине 4:2:1 использовались еще 6 тысяч лет тому назад. Эта удачная пропорция в ходу и сейчас — благодаря ей кирпичи равномерно просыхают, а площадь поверхности идеально подходит для того, чтобы легко соединить их связующим раствором.

В центре Саразма располагались большие дома, с хорошей отделкой стен и орнаментальным цветным декором. Сердцем этого «элитного района» был дворцовый комплекс площадью более 250 квадратных метров, куда входили большой коридор, прихожая, два-три зала и еще несколько помещений. Именно дворцы и дома аристократии представляют интерес с точки зрения наивысших достижений искусства и ремесел.

Всего в кварталах знати и ремесленников, обслуживавших нужды элиты, археологи нашли более 150 металлических предметов — бронзовые топоры, тесла, наконечники стрел и копий, ножи, булавки, иглы, свинцовые печати. Там же обнаружена статуэтка женщины-прародительницы с птичьей головкой и окрашенная красным глиняная голова быка. Немало было найдено и ювелирных изделий. Часть из них — в хорошо сохранившемся погребении молодой знатной женщины, так называемой «царицы Саразма».

Развитие металлургии и контроль над торговлей и земледелием способствовали не только обогащению отдельных родов, но и дало импульс массовой бытовой культуре: саразмцы производили великолепную цветную керамику с орнаментацией в качестве оберега, изящно украшенную символами солнца, огня и воды.

Строй на века

Духовная жизнь древнего городища представляет собой сплошную загадку. Археологи выяснили, что в IV-II тысячелетии до нашей эры в Саразме сформировался культ, связанный с Солнцем и Луной. В одном из раскопов сохранилось интересное сооружение из двух кругов, тщательно сложенных из кирпичей. Внешнее кольцо было диаметром почти 8 метров, внутреннее — 4, круглое пространство между ними имело форму коридора.

«Дом кругов» — далеко не единственное здание с уникальной планировкой. Так, в одном из раскопов исследователи обнаружили комплекс, где центром композиции служил зал, окруженный с четырех сторон обводными коридорами, так называемый «зал в обводе коридоров».

Стены были оформлены прямоугольными выступами-пилястрами, которые с одной стороны укрепляют здание, с другой, украшают фасад. Открытый очаг в центре зала и остатки обугленных костей животных позволяют отнести находку к культовым сооружениям, где проводились церемонии с жертвоприношениями. Это первый и древнейший в зодчестве Центральной Азии пример «зала в обводе коридоров».

Уникальную архитектуру, не имеющую аналогов в зодчестве Древнего Востока, демонстрирует здание, которое, по мнению исследователей, выполняло функции общественного зернохранилища. Возведено оно было по заранее продуманному плану на почти метровой платформе для защиты от подпочвенных вод.

Среди других инноваций — оригинальные двуярусные и двухкамерные печи для обжига керамики. Их топочная камера имела сложную систему каналов для обжига, свидетельствую о высоком развитии керамического производства. Изделия были ярко раскрашены геометрическим орнаментами в виде крестов, треугольников, сеток и волнистых линий, красного, желтого и черного цветов. Также городские умельцы производили минеральные краски контрастных цветов, которые использовалась для оформления стен росписями.

Саразм, так же, как и культуру южно-туркменистанских оазисов, по праву можно считать центром зарождения строительных и художественных традиций, которые сначала будут подхвачены эпохой раннего железа, а позднее на более высоком уровне найдут применение в античный период.

Закат древнего Саразма

Многие исследователи считают, что древний протогород был столицей всей исторической области среднеазиатского Междуречья, которое археологи назвали «Древним Самаркандом» – предшественником современного города. Но что же случилось с этим богатым и процветающим городищем? Почему же он был оставлен жителями?

По самой распространенной версии саразмцы покинули жилища из-за сильной засухи. По этой же причине в свое время население туркменистанской геоксюрской культуры вынуждено было бросить некогда хорошо орошаемые земли, превратившиеся в пустыни, и заселить Зеравшанскую долину.

Некоторые ученые также предположили, что жители покинули эти места после нашествия индоиранских племен во II тысячелетии до нашей эры. Оставшееся население протогорода постепенно ассимилировалось с пришельцами, передав им свои навыки производства, культуры и архитектуры. Этот историко-культурный контакт в античный период дал импульс для возникновения новой согдийской цивилизации с центрами в Самарканде, Бухаре и Пенджикенте.

В 2001 году решением правительства Таджикистана сохранившийся участок поселения был объявлен национальным достоянием, а в 2010-м по инициативе сотрудников пенджикентско-саразмской археологической экспедиции, при поддержке Минкульта и международной научной общественности Саразм был включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Share.