facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Шихаб ад-Дин Марджани: с юных лет в поиске знаний

0

Шихаб ад-Дин бин Баха ад-Дин бин Субхан бин Абд аль-Карим аль-Марджани родился 16 января 1818 года в селе Ябынчи ныне Атнинского района Татарстана. Его отец и мать принадлежали к фамилиям известных имамов-мударрисов. От них Шихаб ад-Дин получил первые сведения по истории, философии, Корану, Сунне Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), по арабскому и персидскому языкам.

Марджани лишился матери, когда ему было пять лет, после чего в довольно суровой обстановке воспитывался мачехой. Начальное образование он получил в деревне Ташкичу в медресе, в котором преподавал его отец.

 

Дед Марджани со стороны матери Абд ан-Насир обучал его Корану, Сунне, фикху. «Его дом всегда был полон людьми учеными, … когда вопрос касался фикха, он приводил многочисленные доказательства из древних источников», – писал Марджани. Отца Марджани Баха ад-Дина в один ряд с Курсави ставил Хасан ад-Дин аль-Булгари Арслан бин Башир ат-Тунтари, который говорил: «Среди тех, кто приходил в Бухару из жителей Булгара, лишь четверо достигли совершенства. Первый из них Абу-н-Наср аль-Курсави, затем Мухсин бин Биккул аш-Шаши, Абдаллах бин Яхья аль-Ишманди и Баха ад-Дин бин Субхан аль-Марджани. Что касается остальных, то они возвратились пустыми, не оправдавшими надежд».

У отца Марджани занимался арабским языком, логикой, калямом. Уже с семнадцати лет юный Шихаб ад-Дин начинает преподавать в медресе своего отца. Недовольный учебником морфологии персидского языка, он составляет свой. Ещё до отъезда в Бухару на родине начинают формироваться взгляды Марджани как будущего ученого, пытливого исследователя.

Полученное образование не удовлетворяет Марджани, постоянно стремившегося к получению новых знаний. По существовавшей в татарском обществе традиции, в 1838 году он отправляется в Бухару для продолжения образования. В Бухаре Марджани знакомится с известным религиозным деятелем Хусейном бин Мухаммадом аль-Кирмаки аль-Каргали, работает в его библиотеке, делая выписки для своих будущих книг. Там же он встречается с другим среднеазиатским учёным Фадилем аль-Гиждувани. Марджани называл своими учителями в Бухаре следующих мударрисов: Салиха бин Надира бин Абдаллаха аль-Худжанди, Мухаммеда бин Сафара аль-Худжанди, Фадиля аль-Гиждувани, Абд аль-Му’мина аль-Афшанди, Ходай Берди аль-Байсуни, Баба Рафиа аль-Худжанди, Шарифа бин Ата бин Хади аль-Бухари.

В 1843 году Марджани в поисках знаний отправляется в Самарканд – один из древних центров культуры Средней Азии. Там он обучается в медресе «Ширдар», знакомится с известным историком, кадыем (судьей) Абу Саидом ас-Самарканди.

В 1845 году Марджани возвращается в Бухару. Он останавливается в медресе «Мир-Араб», которое было знаменито своей богатой библиотекой. Там Марджани близко знакомится с произведениями аль-Ханафи, ан-Насави, ад-Давани, аль-Фараби, Ибн Сины и сочинениями других мыслителей арабо-мусульманского Востока. Его окружают прогрессивные религиозные деятели и учёные того времени. Именно там Марджани приступает к серьёзному изучению восточной культуры, истории, философии и религии. Первые свои произведения он посвящает истории тюркских народов Средней Азии.

В 1849 году, после одиннадцатилетнего отсутствия, с новым багажом знаний Марджани возвращается на родину. Примерно через три месяца после его приезда в Казань, после сдачи им одного экзамена в Казани, а другого у муфтия в Уфе, 30 марта 1850 года Духовное собрание мусульман издаёт указ о назначении Марджани имамом-мударрисом первой казанской мечети. Слава о нём как о большом учёном опередила его приход в медресе.

В 1881 году Марджани собрал деньги на строительство мечети, построил ее и преподавал в ней до конца своих дней. Сейчас это соборная мечеть города Казани, при которой с 2003 года вновь функционирует Казанский Исламский Колледж.

В 1867-68 годах Духовное собрание мусульман Поволжья и Приуралья назначило Марджани на должность ахунда и мухтасиба Казани, что стало несомненным признанием его деятельности. Марджани следит за изданием текста Корана в казанской типографии (впоследствии выпускает книгу, посвящённую истории и принципам издания Корана в России), организует сбор денег для кавказских народов, пострадавших от землетрясения, составляет отчёты о рождении, бракосочетании, смерти мусульман, участвует в судебных заседаниях при произнесении мусульманами клятвенных свидетельств.

Со временем имя Марджани становится известным далеко за пределами Казани: в 1870 году выходит в свет его книга «Назурат аль-хакк», которая стала популярной не только на родине, но и на мусульманском Востоке. Этот труд Марджани высоко оценивали известные мусульманские ученые Индии того времени Садык бин Хасан аль-Кунуджи и Абд аль-Хай аль-Канави, сирийский ученый Джамаль ад-Дин ад-Димашки, тунисский – Шайх Мухаммад Байрам.

В 80-е годы издаются наиболее значительные произведения Марджани, среди которых «Хакк аль-ма’рифа ва хусн аль-идрак» («Истина познания и красота её постижения», 1880 г.) – сочинение о мусульманском праве, в котором учёный излагает также свои социально-политические взгляды; «Мустафад аль-ахбар фи ахваль Казан ва Булгар» («Кладезь сведений о делах Казани и Булгара», 1885 г.) – исторический труд о Волжской Булгарии и Казанском ханстве; «Китаб аль-хикма аль-балига аль-джинния фи шарх аль-акаид аль-ханафия» («Книга о вероучении ханафи», 1888 г.) – сочинение, в котором Марджани излагает свои религиозно-философские взгляды; «Бит-тарикат аль-мусла ва аль-акидат аль-хусна» («Достойным подражания путём и наилучшим убеждением», 1890 г.) – труд, изданный после смерти Марджани, о некоторых проблемах логики и познания.

В поисках материала для исторических исследований Марджани отправляется в путешествие по России и странам Ближнего и Среднего Востока. 31 августа 1880 года он уезжает из Казани. Путь учёного пролегает через Нижний Новгород, Москву, Курск, Киев, Одессу. Из Одессы Марджани на пароходе отплывает в страны Ближнего и Среднего Востока. Он посещает Стамбул, Измир, Александрию, Каир, Суэц и другие центры мусульманской культуры.

Во время путешествия Марджани встречается с известными учёными и государственными деятелями того времени. Он ведёт дневник, куда скрупулезно записывает каждое мгновение своей поездки.

Марджани работает в библиотеках. В Стамбуле он знакомится с автором сборника «Чагатайские и османские языки» Кудратуллой аль-Кандузи и с известным учёным Ахмадом Джаудат-пашой, снимает копии с купольных надписей мечети Султана Селима. В Каире Марджани навещает учёного Махмуд-бека аль-Фаллаки, копирует надписи на стенах мечети Мухаммада Али-паши.

В то время многие исследователи Востока уже знали книги, написанные Марджани. Об этом говорил мекканский учёный Ахмад аль-Куньяви, у которого Марджани побывал.

Имя Марджани становится известным не только на Востоке, но и в Европе, и Америке.

Его путешествие по странам Ближнего и Среднего Востока стало своеобразным путешествием по истории духовной культуры мусульман с древности и вплоть до второй половины девятнадцатого века.

Сочинения Марджани по актуальности поднятых в них проблем уже при жизни учёного снискали ему популярность. Прогрессивные силы татарского общества конца девятнадцатого и начала двадцатого веков, учёные, писатели, деятели просвещения, такие, как Тукай, Амирхан, Акмулла, Ибрагим, Фахретдин и другие высоко оценили деятельность Марджани.

Как богатыря мысли восприняли Марджани многие мусульманские народы, населявшие Россию. Выдающийся просветитель и поэт казахского, башкирского и татарского народов Акмулла (1831-1895) посвятил памяти Марджани хвалебную поэму, в которой он называет учёного «полярной звездой», указывающей путь к духовной свободе. С трудами Марджани были знакомы казахский классик Абай Кунанбаев и таджикский Садретдин Айни.

Марджани оставил после себя не только богатое наследие, но и учеников, и последователей. Одним из них был Х. Фаизханов (1828-1866) – преподаватель Петербургского университета, учёный, ставший известным во многом благодаря учёбе у Марджани. Его ученики Камал ад-дин бин Сайф и Абубакр бин Яхуд в разные годы преподавали в Каире. Традиции Марджани по изучению Ислама были подхвачены такими учёными и религиозными деятелями, как Галимджан Баруди (1857-1921), Риза ад-Дин Фахретдин (1858-1936), Кашшаф Тарджимани (1887-1943).

Фахретдин продолжил научную работу Марджани в жанре энциклопедии. Им был написан многотомный энциклопедический словарь «Асар» («Деяния»), оказавший значительное влияние на формирование самосознания мусульманских народов. Фахретдин поднял просветительские идеи Марджани на новый уровень: издавал собственный журнал «Шура», писал многочисленные книги, посвящённые обучению, воспитанию, морали, истории и религии.

Издательская деятельность братьев Каримовых (Мухамедзяна и Шарифзяна) началась под влиянием их учителя Марджани, который считал книгопечатание важнейшим орудием просветительства.

О последнем свидетельствует и открытие первой газеты «Тарджиман» («Переводчик») на языке тюрки для мусульман России крымско-татарским просветителем Исмаил-беем Гаспралы (1851-1914), который по этому поводу имел беседу с Марджани в Казани.

Марджани написал более тридцати произведений, большей частью вышедших в свет. В основном они были напечатаны на арабском языке, и лишь некоторые на татарском. Обнаружены далеко не все произведения, принадлежавшие перу учёного, в частности, его «Рисала фи масаил ан-нахв» («Трактат о вопросах грамматики») и «Тахарир аль-муфрад» («Спасение каждого»).

Религиозные взгляды Марджани, его деятельность в качестве педагога, историка, просветителя, учёного навсегда останутся значительным вкладом в историю и духовную культуру мусульманских народов.

 

Мечеть Марджани. Одна из первых каменных построек после 1552 года. Мечеть была сооружена в 1766-1770 гг. по личному указу Екатерины II на средства прихожан. В марте 1850 года имамом этой мечети был назначен Шихаб ад-Дин Марджани, после чего мечеть стали называть его именем.

Share.