facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Улицы британского города освещают имена Аллаха

0

Улицы британского города Брэдфорд украсили световые инсталляции с именами Аллаха, выполненные местным художником Разваном аль-Хаком. Брэдфорд, бывший промышленный город на севере Англии, освещен тремя светящимися надписями с именами Аллаха: ан-Нур (свет), аль-Вадуд (любящий) и ас-Салям (дарующий мир).

Эти инсталляции создал Разван аль-Хак, британский визуальный художник и каллиграф, создающий современные произведения, прославившие его по всей Великобритании и за ее пределами. Он родом из города Бернли в Ланкашире, проживает в Брэдфорде уже восемь лет. Световая инсталляция была разработана им совместно с местными благотворительными организациями с целью «распространять свет, любовь и мир по всему Брэдфорду».

Разван аль-Хак говорит, что этот проект иллюстрирует адаптивность арабской каллиграфии – средства, которое он сам успешно использовал для публичных художественных инсталляций, в выставленных в музеях работах и даже комиксах, борющихся с исламофобией.

«Для меня каллиграфия – это образ жизни, и я думаю, что она может работать во многих контекстах… Задумав изобразить имена Аллаха, я размышлял над буквами и задавался вопросом, как я могу выразить их по-другому», – сказал он.

Как поведал художник, на создание надписи «аль-Вадуд» его вдохновила архитектура района Брэдфорд «Маленькая Германия» и немецкая школа дизайна 1920-х годов. Дизайн надписи «ас-Салям» навеян декоративной каллиграфией, увиденной Разваном в Большой мечети Бурсы в Турции, которая включает 192 надписи, выполненные 41 каллиграфом.

В целом в Брэдфорде, входящем в число наиболее «мусульманских» городов Великобритании, надписи на арабской графике не являются редкостью. Чтобы его работа выделялась из их числа, художнику пришла в голову мысль сделать световую инсталляцию.

Но его беспокоило, как проект будет воспринят местными жителями, так как светящиеся неоновые буквы часто ассоциируются с ночной жизнью, а никак не с именами Аллаха. Однако, учитывая, что неоновые вывески – обычное явление в таких городах, как Лахор или Каир, где их можно увидеть в том числе и на мечетях, художник все же решился реализовать идею.

Как рассказывает Разван, реакция местных жителей на надписи была «фантастической». «Я думаю, что вместе нам удалось создать проект, вызвавший интерес», – говорит он.

Разван аль-Хак испытывал интерес к каллиграфии с юных лет. Его дядя был известным пакистанским каллиграфом. Сам художник развил свой почерк, обучаясь у разных наставников, которых он встретил во время своих путешествий по миру. Вместе с этим, источником вдохновения для него было и западное искусство, особенно творчество Лоуренса Стивена Лоури, художника, чьи работы запечатлели реалии жизни индустриальной Англии начала XX века.

До этого крупнейшим проектом Развана аль-Хака была созданная для «Тур де Франс» в 2014 году инсталляция под названием «Конечный цикл времени», изображающая собой арабское слово «аль-Аср» (время; эпоха). На тот момент это была самая большая арабская каллиграфическая надпись в Европе, и ее увидело около ста миллионов зрителей во время телетрансляции.

В настоящее время работы Развана аль-Хака, вдохновленные стихами на урду национального поэта Пакистана Алламы Икбала, выставлены в Брэдфордском промышленном музее. По словам художника, он с оптимизмом смотрит в будущее исламской каллиграфии, интерес к которой в последние годы стал небывалым.

«Людям действительно интересно. Спрос на классическую каллиграфию растет», – говорит он.

Share.