facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Ваджиб

0

По мнению большинства мусульманских учёных-правоведов, фард и ваджиб — слова-синонимы. Однако по мазхабу Ханафи эти поступки имеют различия. Ваджиб — выполнение необходимых действий, но, в отличие от фарда, имеет не такие сильные и чёткие доказательства обязательности.

Например, садакатуль-фитр, курбан (жертвоприношение), намазы витр и праздничные, чтение во время пятикратной молитвы суры «аль-Фатиха» согласно Ханафи является ваджибом, так как выполнение этих благочестивых поступков стало обязательным на основании хабару вахид.

Выполнение ваджиба обязательно, и намеренное несовершение влечёт наказание. Тот, кто отрицает обязательность ваджиба, заблуждается и становится неверующим. Умышленное невыполнение одного из ваджибов намаза считается тахриман макрух. Но при ошибке или непреднамеренном невыполнении одного из ваджибов намаза нужно сделать сажда саху — двукратный земной поклон. А без выполнения фарда нарушается богослужение, так как это сродни несоблюдению обязательного условия намаза.

Ваджиб становится обязательным в тех случаях, когда необходимость выполнения установлена, но основана на предполагаемых доказательствах. Это может быть аят или хадис, которому дано толкование. Например, в Коране сказано: «Так совершай обрядовую молитву и закалывай [жертвенное животное]» (Сура «аль-Каусар», 108 / 2).

Повеление совершить праздничный намаз и принести жертву обращено к Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям), для которого оно является фардом. Однако не ясно, касается ли это установление только Расулюллаха (салляллаху алейхи ва саллям) или всех мусульман. Преобладает точка зрения, что повеление Аллаха касается всех мусульман. Поэтому важдибом называются указания Всевышнего, имеющие ясные сведения из Сунны, но обязательность которых точно не установлена требованием аята и не достигает степени фарда.

Намаз без чтения Корана считается недействительным: «Воистину, твой Господь знает, что ты и некоторые из твоих последователей пребываете в молитве меньше двух третей ночи, или половину её, или треть. Аллах предопределяет меру дня и ночи и ведает о том, что вы ни за что не определите его (т. е. времени ночных молитв), и потому Он прощает вас. Посему читайте из Корана столько, сколько вам доступно. Он ведает о том, что среди вас есть больные, что некоторые из вас странствуют по земле в поисках милостей Аллаха, а иные сражаются на пути Аллаха. Так читайте же то, что вам доступно из него (т. е. Корана), совершайте обрядовую молитву, раздавайте закят и давайте в долг Аллаху добрую ссуду. Что бы вы ни предварили для себя добрыми деяниями, вы найдёте его у Аллаха, вы получите от Аллаха лучшим и большим вознаграждением. Просите же у Аллаха прощения, ведь Аллах — прощающий, милосердный» (Сура «аль-Муззаммиль», 73 / 20).

В этом аяте подчёркивается обязательность деяния, но при этом пренебрежение чтением суры «аль-Фатиха» не является нарушением условий богослужения. Если при совершении молитвы не прочитать «аль-Фатиху», намаз считается действительным, ибо предписание чтения этой суры опирается на предполагаемом доказательстве. Известен хадис Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Намаз того, кто не прочитал суру «аль-Фатиха», считается недействительным» (Тирмизи, «Мавакытус-салят», 69, 115; Ибн Маджа, «Икама», 11).

Этот хадис-вахид имеет двоякий смысл. Можно его понять как: намаз без чтения «Фатихи» недействителен, но можно толковать по-другому: без чтения открывающей Коран суры богослужение не считается совершённым в наилучшем виде.

Share.