Вероятно, педагогическая деятельность так же стара, как и история человечества. Все религии и цивилизации уделяли ей большое внимание. Сегодня понятие «образование» подразумевает только получение определенного уровня знаний, но в истории исламского мира оно имело иное значение.
В Исламе образование всегда подразумевало воспитание, развитие способностей, обучение знаниям, уважению и этическим нормам (адаб). Также это понятие использовалось в значении высокой нравственности, вежливости, знания жизни.
Ислам придает большое значение знаниям и образованию, понимая их как просвещение разума и сердца. Религия имеют целью уничтожить невежество и тьму. В первых аятах, которые ниспослал Аллах, Он повелевает Своему Посланнику (салляллаху алейхи ва саллям) и всем людям в его лице читать и учиться.
В Коране сказано: «Читай [откровение] во имя Господа твоего, который сотворил [все создания], сотворил человека из сгустка [крови]. Возвещай, ведь твой Господь — самый великодушный, который научил [человека письму] посредством калама, научил человека тому, чего он [ранее] не ведал» (Сура «аль-Аляк», 96 / 1-5).
Кроме того, знание наделяет человека положительными качествами и заставляет его осознавать свою ответственность перед Аллахом. В Коране говорится: «Неужели тот кто на протяжении всей ночи поклоняется [Аллаху], падая ниц и стоя, страшится будущей жизни и возлагает надежды на милость своего Господа [, равен ослушнику в его неверии]? Спроси [, Мухаммад]: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают [пути истины] ?» Воистину, внемлют наставлениям только те, у кого есть разум» (Сура «Зумар», 39 / 9).
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) придавал большое значение образованию. Он посвятил всю свою жизнь обучению своей общины, что подразумевало не только изучение норм Ислама, чтения и письма, но религиозное и нравственное воспитание. Когда он переехал в Медину, то первым делом построил мечеть, выделив одну ее часть для обучения людей.
Эта часть Масджид ан-Набави, получившая название суффа (навес) использовалась как школа днем и как приют на ночь для тех, кому некуда было пойти. Ее называют первым университетом-интернатом, основанным Пророком (салляллаху алейхи ва саллям). Именно там были заложены основы мусульманской образовательной системы.
Стержень этой системы – учителя. Они не просто проводники сухой информации. Учителя в Исламе – это уважаемые люди, которые вдохновляют своих учеников. Между учителем и учеником образуется духовная связь.
Образование осуществлялось больше через посредство духовной связи, а не материальных элементов. Сегодня ученик, которого с учителем связывает только боязнь получить плохую отметку, возможно, все же удостаивается высоких оценок, но не обретает любовь, благословение и благодать своего учителя.
Ислам ставит на высокое место учителей, которые берут на себя задачу образования и воспитания. За свою работу они получают милость Аллаху в этом и загробном мире и уважение людей. Преподавание – это одна из двух вещей в этом мире, по отношению к которым разрешается испытывать зависть.
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) высказался об этом так: «Не следует завидовать никому, кроме двоих: человеку, которому Аллах даровал богатство и возможность потратить его должным образом, и человеку, которому Аллах даровал мудрость, и который судит на основании (этой мудрости) и передает ее другим».
Праведники говорили: «Если учитель и врач не получают должное почитание и уважение, они не смогут принести пользу пациенту и ученику. Если вы мучаете своего врача, то вам придется терпеть свою болезнь. Если вы мучаете учителя, то должны будете довольствоваться своим невежеством».
Пользуясь случаем, мы выражаем признательность тем нашим учителям, которые еще живы, а тех, кто отправился в вечность, вспоминаем с благодарностью и чувством обязанности им за оказанные нам благодеяния.
Ибрахим Озен