facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Человек изначально жесток и невежественен?

0

В Коране сказано: «Воистину, предложили Мы исполнение предписаний (Наших) небесам, земле и горам ( и обещали даровать им при сём способность к разумению и речи), но побоялись они, (что не смогут исполнить предписаний этих,) и отказались взяться (за выполнение их). (Тогда предложили Мы это человеку (т.е. Адаму,) и возложил он на себя (ношу исполнения предписаний этих). А был он тогда во мраке невежества (относительно обязательств своих). (И возложил Аллах на человека предписания эти)» (Сура «аль-Азхаб», 33/72).

Упомянутое в аяте слово «предписание» (вверенное на попечение — аманат) обозначает возложение обязательств поклонения и выполнение повелений Всевышнего Аллаха. Разум и воля — помощники людей в этом. Вверенные Всевышним воля и разум являются причинами испытаний, через которые проходит человек.

 

Упомянутое в аяте предложение «взять ответственность за выполнение предписания земле, небу и горам, и их отказ от подобной ответственности» говорит о том, что даже создания, которых мы считаем бездушными, смогли понять и осознать, насколько была непосильна предлагаемая Всевышним ответственность.

«Если бы Мы ниспослали Коран на гору какую-либо, то увидел бы ты, как смиренно разверзлась бы она от страха перед Аллахом. Притчи эти приводим Мы людям, дабы (дать им возможность) образумиться» (Сура «аль-Хашр», 59/21). Из этого аята мы видим, что даже горы, которые не имеют души, почувствовали всю тяжесть и непосильность выполнения предписаний Всевышнего. Аллах Тааля поведал, что человек бесстрашно взвалил ответственность за выполнение предписания из-за своей невежественности.

Знание есть противоположность невежеству. Кроме того, оно может быть видимым и скрытым. Имам Газали писал: «Настоящим знанием обладают те, кто являются наследниками Пророков, кому даны знания явные и сокровенные». Всевышний Аллах говорит: «Неужели тот, кто на протяжении всей ночи поклоняется (Аллаху), падая ниц и стоя, страшится жизни будущей и возлагает надежды на милость Господа своего (, равен ослушнику в неверии его)? Спроси (, Мухаммад): «Неужели равны те, кто знают, и те, которые не знают (пути Истины)?» Воистину, внемлют наставлениям только разумом обладающие» (Сура «аз-Зумар», 39/9).

Замахшари даёт тафсир этого аята следующим образом: «Всевышний Аллах словом «знающие» характеризует тех, кто покорен и поклоняется Ему, невежественные же — это те, кто не знает Всевышнего или зная, не выполняет Его повелений. Алим — это тот, кто смиренно покорился Всевышнему и поклоняется Ему. В аяте указывается на то, что не подтверждающие свои знания поступками не могут быть алимами (знающими). Из аята мы понимаем, какой стыд для малознающих и не поклоняющихся, для впавших в смуты и раздоры в мире из-за заблуждений в знаниях своих. Поэтому такие люди перед Аллахом являются невежественными» (Кашшаф, V, 156). Кроме того, в вышеуказанном аяте Всевышний оповещает нас и о том, что человек, живущий без божественного руководства, в итоге станет неудовлетворённым и несчастным…

По мнению суфиев, незнание является сущностью человека. Упомянутое в аяте слово «невежественный» (джахиль) подтверждение этому. Совершенное знание принадлежит Всевышнему Аллаху, который говорит: «… Вам же мало, что дано знать» (Сура «аль-Исра», 17/85).

Подобны капле в море знания людей пред знаниями аулия, знания аулия пред знаниями пророков, знания пророков пред знанием Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям, знания Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) пред знаниями Всевышнего Аллаха. Но если человек, воспользовавшись данными ему познаниями, сможет достичь богобоязненности, тогда по воле и милости Аллаха раб достигнет и должной образованности. Таким образом в человеке проснётся возможность постижения Всевышнего Аллаха и откроются божественные тайны. В аяте сказано: «… Страшитесь же Аллаха учит Он вас (добру), ведая обо всём сущем» (Сура «аль-Бакара», 2/282).

В хадисе говорится: «Того, кто руководствуется в делах знаниями, которые смог приобрести, Аллах обучит тому, чего он не знал» (Абу Нуайм, Хуляйту-ль Аулия, X, 15).

 

Share.